Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611206)
Контекстум

Организация самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель»

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц48
ID558889
АннотацияУчебно-методическое пособие предназначено для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» магистрантов направления 21.04.02 «Землеустройство и кадастры». В учебно-методическом пособии представлены различные формы заданий для самостоятельного изучения учебного материала по мониторинговым исследованиям.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля магистрантов направления 21.04.02 Землеустройство и кадастры
ISBN978-5-9793-0926-2
УДК332.2(075.8)
ББК65.281я73
Организация самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» / А.В. Дмитриева .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2016 .— 48 с. — ISBN 978-5-9793-0926-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/558889 (дата обращения: 01.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитриева Организация самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для магистрантов направления 21.04.02 Землеустройство и кадастры Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2016 1 УДК 332.2(075.8) ББК 65.281я73 Д 531 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Ч. Б. <...> ISBN 978-5-9793-0926-2 Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» магистрантов направления 21.04.02 «Землеустройство и кадастры». <...> УДК 332.2(075.8) ББК 65.281я73 © А. В. Дмитриева, 2016 ISBN 978-5-9793-0926-2 2 © Бурятский госуниверситет, 2016 Введение Самостоятельная работа студентов — это виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. <...> Самостоятельная работа студента подразумевает многообразные виды деятельности. <...> 3 ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ На аудиторных занятиях Самостоятельная работа студента на аудиторных занятиях подразумевает разные виды деятельности, включая как активное участие в беседах, дискуссиях и круглых столах на заданные темы, так и выполнение заданий на закрепление пройденного материала и выполнения контрольных заданий. <...> Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. <...> Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. <...> Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы <...>
Организация_самостоятельной_работы_магистрантов_по_дисциплине_«Организация_и_ведение_мониторинга_земель».pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ А. В. Дмитриева Организация самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для магистрантов направления 21.04.02 Землеустройство и кадастры Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2016 1
Стр.1
УДК 332.2(075.8) ББК 65.281я73 Д 531 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Ч. Б. Урбанова, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и геоэкологии факультета биологии, географии и землепользования Бурятского государственного университета Е. В. Малханова, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой мелиорации и охраны земель Института землеустройства, кадастров и мелиорации Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова Дмитриева А. В. Д 531 Организация самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель». — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. — 48 с. ISBN 978-5-9793-0926-2 Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» магистрантов направления 21.04.02 «Землеустройство и кадастры». В учебнометодическом пособии представлены различные формы заданий для самостоятельного изучения учебного материала по мониторинговым исследованиям. УДК 332.2(075.8) ББК 65.281я73 © А. В. Дмитриева, 2016 ISBN 978-5-9793-0926-2 2 © Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.2
Введение Самостоятельная работа студентов — это виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Самостоятельной работы студентов предполагает, что преподаватель дает необходимый материал в рамках аудиторных занятий, который должен быть дополнен самостоятельной работой самих студентов. Эффективность самостоятельной работы студента обеспечивается целенаправленной, планомерной и систематической работой студента. Самостоятельная работа студента подразумевает многообразные виды деятельности. 3
Стр.3
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ На аудиторных занятиях Самостоятельная работа студента на аудиторных занятиях подразумевает разные виды деятельности, включая как активное участие в беседах, дискуссиях и круглых столах на заданные темы, так и выполнение заданий на закрепление пройденного материала и выполнения контрольных заданий. Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Студент учится выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания. Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий продолжает занятие, он дает слово комментаторам, привлекает к обсуждению всю группу. Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения. Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы. Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для реше4
Стр.4
ния которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности. Во внеаудиторное время Самостоятельная работа студента во внеаудиторное время включает несколько видов работ, таких как реферирование литературы, аннотирование книг, статей, подготовка рефератов и докладов, подготовка практическим занятиям (дискуссии, круглые столы), контрольной работе. 1. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания). 2. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Данное задание направлено на подготовку к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. Так же подходит для предварительных библиографических заметок «самому себе». Строится на основе краткого конспекта. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение оглавления»); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде. Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несет в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании — что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество автора, литературный жанр), основные проблемы и темы произведения, место 5
Стр.5
и время действия описываемых событий. В аннотации указывается читательское назначение произведения печати. 3. Подготовка доклада, реферата, контрольной работы. Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательс-кая работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений. Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Отличительной чертой письменной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом. Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения. При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники. Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно. 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ, ВИД И СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ» Цель освоения дисциплины «Организация и ведение мониторинга земель» — Целями освоения дисциплины (модуля) — научить обучающихся получать, систематизировать и представлять в документированном виде разнообразную информацию о негативных изменениях в состоянии земель для принятия необходимых решений по рациональному использованию, защите и сохранению ее полезных свойств. Основные задачи курса заключаются в изучении студентами теоретических знаний, необходимыми для: Место дисциплины в структуре ОП. Данная учебная дисциплина входит в раздел Б1 В.ДВ1. ФГОС ВО по направлению подготовки — 21.04.02 Землеустройство и кадастры. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-9 — способностью получать и обрабатывать информацию из различных источников, используя современные информационные технологии и критически ее осмысливать ПК-14 — способностью самостоятельно выполнять научноисследовательские разработки с использованием современного оборудования, приборов и методов исследования в землеустройстве и кадастрах, составлять практические рекомендации по использованию результатов научных В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: 1. Задачи, принципы, составные части и элементы мониторинга земель; 2. Содержание мониторинга землепользования (землевладения); 3. Методы получения данных о состоянии почвенного покрова; 4. Особенности мониторинга загрязнения земель; 7
Стр.7
5. Систему показателей мониторинга земель и способы получения объективной информации о состоянии земельных ресурсов; 6. Сущность и содержание исследований, изысканий, съемок и наблюдений для целей мониторинга; 7. Установленный порядок ведения и способы организации мониторинговых работ Уметь: 1. Получить необходимые данные о состоянии земель любого землепользования 2. Производить оценку элементарных (экологически однородных) участков; 3. Обобщать данные почвенно-экологического мониторинга и составлять картограммы агрохимического состояния земель; 4. Выявить источники и рассчитывать площадки загрязнения земель; 5. Получать и обобщить информацию о состоянии земель в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой; 6. Производить интегральную оценку экологического состояния земель на территории любого масштаба; 7. Осуществлять и проводить необходимые натуральные исследования, изыскания, съемки и наблюдения. Владеть: 1. Терминологией, принятой в дисциплине организация и ведение мониторинга земель; 2. Способностью ориентироваться в специальной литературе; 3. Владеть научными основами мониторинга земель; 4. Навыками использования различных экологических материалов при выполнении конкретных работ. Общая трудоемкость и структура самостоятельной работы студента Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, из них 56 часов отводится на самостоятельную подготовку студента. Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель» представлены в Таблице 1. 8
Стр.8