МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
А. В. Дмитриева
Организация
самостоятельной работы магистрантов
по дисциплине
«Организация и ведение мониторинга земель»
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для магистрантов
направления 21.04.02 Землеустройство и кадастры
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2016
1
Стр.1
УДК 332.2(075.8)
ББК 65.281я73
Д 531
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Ч. Б. Урбанова,
кандидат биологических наук, доцент кафедры
географии и геоэкологии факультета биологии,
географии и землепользования
Бурятского государственного университета
Е. В. Малханова,
кандидат биологических наук, доцент, заведующий
кафедрой мелиорации и охраны земель
Института землеустройства, кадастров и мелиорации
Бурятской государственной сельскохозяйственной академии
им. В. Р. Филиппова
Дмитриева А. В.
Д 531 Организация самостоятельной работы магистрантов
по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель».
— Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2016. — 48 с. ISBN 978-5-9793-0926-2
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к
практическим занятиям и самостоятельной работы по дисциплине
«Организация и ведение мониторинга земель» магистрантов направления
21.04.02 «Землеустройство и кадастры». В учебнометодическом
пособии представлены различные формы заданий для
самостоятельного изучения учебного материала по мониторинговым
исследованиям.
УДК 332.2(075.8)
ББК 65.281я73
© А. В. Дмитриева, 2016
ISBN 978-5-9793-0926-2
2
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.2
Введение
Самостоятельная работа студентов — это виды индивидуальной
и коллективной деятельности студентов,
осуществляемые под руководством, но без непосредственного
участия преподавателя в специально отведенное
для этого аудиторное или внеаудиторное время.
Самостоятельной работы студентов предполагает,
что преподаватель дает необходимый материал в рамках
аудиторных занятий, который должен быть дополнен
самостоятельной работой самих студентов. Эффективность
самостоятельной работы студента обеспечивается
целенаправленной, планомерной и систематической работой
студента.
Самостоятельная работа студента подразумевает
многообразные виды деятельности.
3
Стр.3
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На аудиторных занятиях
Самостоятельная работа студента на аудиторных занятиях подразумевает
разные виды деятельности, включая как активное участие
в беседах, дискуссиях и круглых столах на заданные темы, так
и выполнение заданий на закрепление пройденного материала и
выполнения контрольных заданий.
Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического
общения участников, в ходе которого происходит формирование
практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении
теоретических и практических проблем. Студент учится выражать
свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать
свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную
позицию сокурсника. Данная форма работы позволяет повысить
уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности
в процесс учебного познания.
Круглый стол. Характерной чертой круглого стола является сочетание
тематической дискуссии с групповой консультацией. Выбирается
ведущий и 5–6 комментаторов по проблемам темы. Выбираются
основные направления темы, и преподаватель предлагает
студентам вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы.
Ведущий продолжает занятие, он дает слово комментаторам,
привлекает к обсуждению всю группу.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности,
чувству сопричастности к событиям. При этом происходит
закрепление информации, полученной в результате прослушивания
лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а
также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных
и распространенных методов организации активной познавательной
деятельности студентов. Метод анализа конкретных ситуаций
развивает способность к анализу жизненных и профессиональных
задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен
определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить
свое отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.
Метод
проектов. Для реализации этого метода важно выбрать
тему, взятую из реальной жизни, значимую для студента, для реше4
Стр.4
ния которой необходимо приложить имеющиеся у него знания и
новые знания, которые еще предстоит получить. Выбор темы преподаватель
и студент осуществляют совместно, раскрывают перспективы
исследования, вырабатывают план действий, определяют
источники информации, способы сбора и анализа информации.
В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает,
дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления
проекта студент участвует в оценке своей деятельности.
Во внеаудиторное время
Самостоятельная работа студента во внеаудиторное время включает
несколько видов работ, таких как реферирование литературы,
аннотирование книг, статей, подготовка рефератов и докладов, подготовка
практическим занятиям (дискуссии, круглые столы), контрольной
работе.
1. Реферирование литературы. Реферирование отражает, идентифицирует
не содержание соответствующего произведения (документа,
издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание
(приращение науки, знания).
2. Аннотирование книг, статей. Это предельно сжатое изложение
основного содержания текста. Данное задание направлено на
подготовку к коллоквиумам и семинарам, к которым задано проработать
определенную литературу. Так же подходит для предварительных
библиографических заметок «самому себе». Строится на
основе краткого конспекта. В отличие от реферата дает представление
не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация
строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные
данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы
труда); поглавная структура труда (или, то же самое, «краткое изложение
оглавления»); подробное, поглавное перечисление основных
и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.
Аннотация включает: характеристику типа произведения, основной
темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает,
что нового несет в себе данное произведение в сравнении с
другими, родственными ему по тематике и целевому назначению
(при переиздании — что отличает данное издание от предыдущего).
Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность,
страна, период, к которому относится творчество автора, литературный
жанр), основные проблемы и темы произведения, место
5
Стр.5
и время действия описываемых событий. В аннотации указывается
читательское назначение произведения печати.
3. Подготовка доклада, реферата, контрольной работы.
Реферат — краткое изложение в письменном виде или в форме
публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор
литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательс-кая
работа студента, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы.
Изложение материала носит проблемно-тематический характер,
показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды
на проблему. Содержание реферата должно быть логичным.
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки
материала; правильность и полнота использования источников; владение
терминологией и культурой речи; оформление реферата.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены
на семинарах в виде выступлений.
Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных
знаний, получения информации о характере познавательной
деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в
учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной
деятельности.
Отличительной чертой письменной контрольной работы является
большая степень объективности по сравнению с устным опросом.
Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий
предусматривала как выявление знаний по определенной теме
(разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений,
их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и
обобщения, творчески использовать знания и умения.
При выполнении таких контрольных работ следует использовать
предложенную основную литературу и подбирать дополнительные
источники.
Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий
данную дисциплину.
Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать
теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное
отношение к проблеме, где это уместно.
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ, ВИД И СТРУКТУРА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ»
Цель освоения дисциплины «Организация и ведение мониторинга
земель» — Целями освоения дисциплины (модуля) — научить
обучающихся получать, систематизировать и представлять в
документированном виде разнообразную информацию о негативных
изменениях в состоянии земель для принятия необходимых
решений по рациональному использованию, защите и сохранению
ее полезных свойств.
Основные задачи курса заключаются в изучении студентами
теоретических знаний, необходимыми для:
Место дисциплины в структуре ОП. Данная учебная дисциплина
входит в раздел Б1 В.ДВ1. ФГОС ВО по направлению подготовки
— 21.04.02 Землеустройство и кадастры.
Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
профессиональных компетенций:
ПК-9 — способностью получать и обрабатывать информацию из
различных источников, используя современные информационные
технологии и критически ее осмысливать
ПК-14 — способностью самостоятельно выполнять научноисследовательские
разработки с использованием современного оборудования,
приборов и методов исследования в землеустройстве и
кадастрах, составлять практические рекомендации по использованию
результатов научных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. Задачи, принципы, составные части и элементы мониторинга
земель;
2. Содержание мониторинга землепользования (землевладения);
3. Методы получения данных о состоянии почвенного покрова;
4. Особенности мониторинга загрязнения земель;
7
Стр.7
5. Систему показателей мониторинга земель и способы получения
объективной информации о состоянии земельных ресурсов;
6. Сущность и содержание исследований, изысканий, съемок и
наблюдений для целей мониторинга;
7. Установленный порядок ведения и способы организации мониторинговых
работ
Уметь:
1. Получить необходимые данные о состоянии земель любого
землепользования
2. Производить оценку элементарных (экологически однородных)
участков;
3. Обобщать данные почвенно-экологического мониторинга и
составлять картограммы агрохимического состояния земель;
4. Выявить источники и рассчитывать площадки загрязнения
земель;
5. Получать и обобщить информацию о состоянии земель в зонах
с неблагоприятной экологической обстановкой;
6. Производить интегральную оценку экологического состояния
земель на территории любого масштаба;
7. Осуществлять и проводить необходимые натуральные исследования,
изыскания, съемки и наблюдения.
Владеть:
1. Терминологией, принятой в дисциплине организация и ведение
мониторинга земель;
2. Способностью ориентироваться в специальной литературе;
3. Владеть научными основами мониторинга земель;
4. Навыками использования различных экологических материалов
при выполнении конкретных работ.
Общая трудоемкость и структура
самостоятельной работы студента
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
72 часа, из них 56 часов отводится на самостоятельную подготовку
студента. Структура и содержание самостоятельной работы
по дисциплине «Организация и ведение мониторинга земель»
представлены в Таблице 1.
8
Стр.8