Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
А.Е. Демидовская, Т.С. Буторина
Женское воспитание и образование
во Франции XVIII века
Монография
Архангельск
ИД САФУ
2014
1
Стр.1
УДК [37.018+37.03](091)“17”(44)
ББК 74.03(4Фра)
Д305
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Х.Ш. Тенчурина;
кандидат педагогических наук Т.В. Молодцова
Д305
Демидовская, А.Е.
Женское воспитание и образование во Франции XVIII века: монография
/ А.Е. Демидовская, Т.С. Буторина; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 151 с.
ISBN 978-5-261-00956-6
Монография посвящена изучению женского образования во Франции,
философско-педагогических и историко-культурных условий его
становления, тенденций развития, принципов организации, роли в системе
общего образования, формирования типов и структуры, эволюции
содержания.
Для специалистов в области образования и сравнительной педагогики.
УДК
[37.018+37.03](091)“17”(44)
ББК 74.03(4Фра)
ISBN 978-5-261-00956-6
© Демидовская А.Е., Буторина Т.С.,
2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
2
Стр.2
Оглавление
Введение .....................................................................................................
Глава I. Женское воспитание и образование во Франции
XVIII века как историко-педагогический феномен
§ 1.1. Характеристика состояния общего образования во Франции
эпохи Просвещения ..................................................................................
§ 1.2. Социально-педагогические условия развития женского воспитания
и образования во Франции в XVIII веке ....................................
§ 1.3. Идея воспитания и образования женщины в философии французского
Просвещения .............................................................................
§ 1.4. Проблема цели женского воспитания и образования в педагогической
мысли Франции XVIII века ....................................................
Глава II. Историко-педагогический анализ развития теории
и практики женского воспитания и образования
во Франции XVIII века
§ 2.1. Характеристика социального статуса французской женщины
§ 2.2. Анализ тенденций развития и принципов организации женского
воспитания и образования во Франции .....................................
§ 2.3. Развитие различных типов организации женского образования
во Франции ........................................................................................
§ 2.4. Эволюция содержания женского образования во Франции в
XVIII веке и его воспитательная направленность ..............................
Заключение ................................................................................................
Приложения ..............................................................................................
Библиографический список ......................................................................
66
79
89
96
115
120
128
10
28
39
52
4
3
Стр.3
Введение
Совершенствование отечественного образования в условиях
глобализации предполагает изучение механизмов передачи
позитивного историко-педагогического опыта и традиций семейной
педагогики, народного образования, в которых ключевая
роль принадлежит женщине-жене-матери-воспитательнице
(С.К. Бондырева, А.Г. Козлова, Т.В. Лодкина, А.С. Макаренко,
К.Д. Ушинский и др.). Именно она формирует основы гражданской
позиции детей, являясь связующим звеном между поколениями,
гарантом стабильности семьи, социума в целом. Исходя из этого, в
целях изучения нравственного и интеллектуального развития женщины
значимым является анализ социокультурных условий постановки
проблемы женского образования в целом (Т.С. Буторина,
В. де Виривиль, О.В. Греар, П. Каспар, Г. Компейре, Л.А. Мартен,
Н.Ю. Флотская, Г. Шоссинан-Ногаре и др.). В этом отношении научный
интерес представляет историко-педагогическое наследие
Франции эпохи Просвещения, поскольку целью философов являлось
осмысление методов воспитания человека нового типа, что
оказало неоспоримое по значимости влияние на социальное развитие
европейских стран в XVIII веке. Именно в этот период, прежде
всего во Франции, было пересмотрено отношение к образованию,
его содержанию и организации как базовым составляющим социального
статуса женщины, средству реализации ее гражданского
долга, осуществления функции воспитательницы. Франция эпохи
Просвещения явилась пионером в постановке проблем общего и
женского образования. По словам Л.Ф. д’Эпине, просветительскопедагогическая
деятельность стала «манией», охватившей общество.
Обращение
к историко-педагогическому опыту развития женского
образования во Франции в XVIII веке позволяет изучить
комплекс педагогических проблем, в том числе генезис идей педагогов
о цели женского образования, о разработке его содержания
4
Стр.4
на основе практической целесообразности. Женское образование
Франции эпохи Просвещения как феномен социальной истории
повлияло на формирование системы образования европейских
стран и как объект научного исследования, является значимой и
актуальной в качестве источника педагогического опыта.
Изучение социальной, политической, культурной среды развития
женского образования как педагогического явления во
Франции в XVIII веке позволяет провести сравнительную аналогию
с данной проблематикой в отечественной педагогике, раскрыть
пути разрешения противоречия между реальным социальным
статусом российской женщины и формализованным представлением
о нем в обществе.
Женское образование во Франции в XVIII веке, благодаря влиянию
идей Просвещения, изменению статуса женщины-матери,
структуры семьи, новому восприятию детства, критике авторитарных
методов воспитания (Ф. Арьес, И.С. Кон, М.К. Любарт и др.),
впервые в европейской науке рассматривалось как отдельная
педагогическая проблема (С.Ф. де Жанлис, А.-Т. де Ламбер,
М. Лепренс де Бомон, мадам де Ментенон, Ш. Роллен, Ж.-Ж. Руссо,
Ф. Фенелон, Л.Ф. д’Эпине и др.).
Российская педагогическая наука неоднократно обращалась
к истории образования Франции (Б.М. Бим-Бад, А.Н. Джуринский,
А.В. Духавнева, Т.В. Королева, Д.И. Латышина, Д.А. Литошенко,
М.К. Любарт, Е.Я. Орехова, А. Ратеб, Т.Б. Рябова, Н.В. Самойличенко,
Л.Д. Столяренко, Ю.Е. Суслонова, В.Г. Торосян, Т.Л. Черноситова
и др.). Исследовались направления развития системы педагогического
образования (С.В. Владимирова, А.Х. Закирьянова,
Л.Н. Лабазина, Г.В. Матушевская, Н.В. Негребацкая, Н.Г. Померанцева,
М.Е. Сысоева и др.); начального и среднего образования
(А.А. Вахабова, Н.В. Маршубина, Е.Я. Орехова, Л.В. Орлова,
Т.А. Плюшкина, Н.Г. Шабло и др.); высшего профессионального
образования (З.Б. Багатова, Т.Б. Кашпирева, М.Р. Лисенко,
Т.В. Мельник и др.); методика преподавания отдельных дисциплин
(С.М. Кашук, С.А. Ломохова и др.) и т.д.
Однако, несмотря на наличие определенного научного интереса,
проявляемого учеными к французской педагогике и изучению
специфики национальных систем женского образования
(Т.С. Буторина; Россия – О.Ю. Колпачева, Т.Н. Мишина,
А.А. Пономарева, А.И. Рослякова; Европейский Север России –
С.В. Заозерская; Вятская губерния – Л.М. Зотова; Симбирская гу5
Стр.5
берния – Ю.И. Титаренко; Томская губерния – Н.Н. Журавлева;
Дагестан – Э.М. Каримулаева; Осетия – Л.Ч. Алагова, З.М. Кайтукова;
Северный Кавказ – Ж.Т. Дзампаева, З.Б. Лепшокова; Якутия
– К. Алаас; Великобритания – Т.Л. Лабутина; Германия – Т.В. Касимова;
Норвегия – М.А. Калинина; США – О.Ю. Степанова и др.),
в отечественной науке отсутствуют обобщающие историко-педагогические
исследования развития теории и практики женского
образования во Франции в XVIII веке.
Значимость исследования проблем женского образования как
фактора изменения статуса женщины в обществе, изучение путей
его реализации в условиях социальных перемен и малоизученность
данного вопроса в российской историко-педагогической науке
обусловили необходимость обращения к данной теме и позволили
предположить что во Франции в XVIII веке под влиянием
философских идей Просвещения женское образование выделилось
как самостоятельное педагогическое явление, включающее такие
структурные элементы, как сеть образовательных учреждений;
механизмы управления, контроля и финансирования образования;
образовательные программы и т.д. Целью женского образования
являлась подготовка жены-матери-воспитательницы.
Хронологически исследование охватывает эпоху французского
Просвещения (XVIII столетие, до 1789 года) – период зарождения
системы женского образования во Франции, переосмысления отношения
общества к женщине.
В ходе работы была предпринята попытка охарактеризовать социально-педагогические
условия развития женского образования
во Франции XVIII века; раскрыть идею образования женщины в
философии французского Просвещения (на примере философскопедагогических
работ Ж.-Ж. Руссо); выявить генезис взглядов на
взаимосвязь цели и содержания женского образования во французской
педагогической мысли XVIII века; проанализировать
структуру, тенденции развития, принципы организации женского
образования во Франции в XVIII веке.
Исследование опирается на несколько групп источников:
– законодательные акты Людовика XVI, архивные документы
(РГАДА, отдел рукописей РНБ), прижизненные издания трудов
французских педагогов (С.Ф. де Жанлис, А.-Т. де Ламбер,
М. Лепренс де Бомон, Ш. Роллен, Ф. Фенелон, Л.Ф. д’Эпине и др.)
по вопросам женского образования (отделы древних книг РНБ,
МГУ им. М.В. Ломоносова);
6
Стр.6
– философские работы, посвященные французскому Просвещению
(Д. Антисери, Т.Б. Длугач, Дж. Реале, А.В. Тырсенко и др.);
– философско-педагогические произведения, письма Ж.-Ж. Руссо;
биографическая, критическая, библиографическая литература;
диссертационные исследования его наследия;
– историко-педагогические исследования общего образования
(В. де Виривиль, Г. Компейре, А.-Ф. Тери и др.), сельской школы
(А. Бабо и др.), начального образования (М. Гонтар, Декап и др.)
Франции;
– исследования истории становления и развития женского образования
во Франции (О.В. Греар, П. Каспар, Т.В. Королева,
Р. Кристоф, Т. Лавалле, О.Г. Овчарова, М. Пелиссон, А. Рукье,
Т.Б. Рябова, Т.Л. Черноситова и др.);
– исследования российских ученых о взаимном культурном
влиянии России и Франции (Е.П. Гречаная, Е.А. Иванова,
В.А. Калганова, Е.А. Куфен и др.); историческом соотношении
российского и французского гражданского законодательства
(Ю.Р. Туйкина и др.); формировании элиты французского общества
(Л.В. Булдакова, А.Ю. Карачинский, Н.Е. Копосов и др.); демографическом
развитии Франции (Ю.Л. Бессмертный, П.Ш. Габдрахманов,
И.Д. Панфилов и т.д.); роли Франции в мировой политике
(Е.А. Попова, Н.С. Тарасова и др.) и т.д.;
– Интернет-ресурсы:
• электронные библиотеки: ASPASIE, ATHENA, Gallica, Philosophy.ru,
РНБ, Электронный каталог российских диссертаций и др.;
• электронные журналы: CLIO, Mnémosyne, Dur@nce, Французский
ежегодник и др.;
• информационные центры женской истории: Centre des archives
du féminisme; Société internationale pour l’Etude des Femmes de
l’Ancien Régime; Московский центр гендерных исследований и др.;
• информационные центры истории педагогики Франции:
Centre national de documentation pédagogique; Centre international
d’études pédagogiques; Institut national de recherche pédagogique;
Musée national de l’еducation; SPINOO (ресурс Министерства образования
Франции) и др.;
• центры изучения наследия французского Просвещения:
The ARTFL Encyclopédie Project, University of Chicago; Rousseau
Association, Barry University и др.
На основании обобщения, систематизации и анализа историкопедагогических
данных были:
7
Стр.7
– выявлены социально-педагогические условия развития женского
образования, его традиционные основы, базовые принципы,
тенденции развития в сравнении с системой общего образования
Франции XVIII века;
– интерпретированы на основе историко-педагогического анализа
трудов ведущих французских педагогов и философов-просветителей
идеи подготовки и воспитания жены-матери-воспитательницы
как цели женского образования;
– определено ведущее влияние концепции разума философии
Просвещения на эволюцию содержания женского образования,
придавшей ему практическую направленность;
– проведен анализ роли общественной инициативы (салоны,
религиозно-благотворительные организации и т.д.) в совершенствовании
структуры и содержания женского образования во
Франции;
– раскрыта позитивная практика организации, структуры
управления, контроля, финансирования женского образования, основанной
на принципе взаимодействия государства, семьи, церкви,
общества.
В монографии впервые описано своеобразие развития женского
образования во Франции в XVIII веке (опережающее развитие
в сравнении с европейским женским образованием; педагогическая
активность женщин; практическая направленность; религиозно-нравственные
основы и др.). Помимо этого, традиционность
отбора содержания, методов, средств обучения на основе религиозно-нравственного
принципа для достижения образовательной
цели (жена-мать-воспитательница) рассматривается как характерная
особенность развития женского образования во Франции.
Авторами систематизирован позитивный историко-педагогический
опыт организации женского образования во Франции, описаны
его структурные и методические компоненты и охарактеризованы
факторы эволюции содержания женского образования во
Франции (философия Просвещения; научно-техническая революция;
общественная направленность на семейное воспитание и др.).
С теоретической точки зрения были уточнены понятия «общее
образование», «женское образование», «образовательный минимум»
(Приложение 1) на основе анализа трудов педагогов и философов
Франции XVIII века и осуществлен анализ социальнокультурных,
историко-педагогических условий развития теории и
практики женского образования во Франции в XVIII веке (предре8
Стр.8
волюционная ситуация; кризис нравственности и семейных ценностей;
социальная активность женщин и др.). В работе раскрыта
динамика развития содержания женского образования во Франции
в XVIII веке, его религиозно-нравственная основа, практическая
направленность, а также, обоснована специфика (минимализм и
практичность) образовательного минимума для женщины (основы
религии, чтение, письмо, арифметика, домашняя экономика).
С практической точки зрения содержащиеся в работе теоретические
положения и выводы могут быть использованы при формировании
концепции современного женского образования, при
разработке программ спецкурсов, а фактический материал может
служить расширению и обогащению содержания общепедагогического
и историко-педагогического образования; использоваться в
учебных пособиях по истории зарубежной педагогики, как страноведческий
материал при подготовке студентов педагогических,
исторических и лингвистических специальностей, в научно-исследовательской
работе, в системе повышения квалификации работников
образования.
9
Стр.9