Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Женское воспитание и образование во Франции XVIII века: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторДемидовская Анастасия Евгеньевна
АвторыБуторина Татьяна Сергеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц151
ID557446
АннотацияМонография посвящена изучению женского образования во Франции, философско-педагогических и историко-культурных условий его становления, тенденций развития, принципов организации, роли в системе общего образования, формирования типов и структуры, эволюции содержания.
Кому рекомендованоДля специалистов в области образования и сравнительной педагогики
ISBN978-5-261-00956-6
Демидовская, А.Е. Женское воспитание и образование во Франции XVIII века: монография / Т.С. Буторина; А.Е. Демидовская .— : [Б.и.], 2013 .— 151 с. — ISBN 978-5-261-00956-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/557446 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» А.Е. Демидовская, Т.С. Буторина Женское воспитание и образование во Франции XVIII века Монография Архангельск ИД САФУ 2014 1 УДК [37.018+37.03](091)“17”(44) ББК 74.03(4Фра) Д305 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Х.Ш. Тенчурина; кандидат педагогических наук Т.В. Молодцова Д305 Демидовская, А.Е. Женское воспитание и образование во Франции XVIII века: монография / А.Е. Демидовская, Т.С. Буторина; Сев. <...> Женское воспитание и образование во Франции XVIII века как историко-педагогический феномен § 1.1. <...> Проблема цели женского воспитания и образования в педагогической мысли Франции XVIII века . <...> Историко-педагогический анализ развития теории и практики женского воспитания и образования во Франции XVIII века § 2.1. <...> Женское образование Франции эпохи Просвещения как феномен социальной истории повлияло на формирование системы образования европейских стран и как объект научного исследования, является значимой и актуальной в качестве источника педагогического опыта. <...> Женское образование во Франции в XVIII веке, благодаря влиянию идей Просвещения, изменению статуса женщины-матери, структуры семьи, новому восприятию детства, критике авторитарных методов воспитания (Ф. <...> Арьес, И.С. Кон, М.К. Любарт и др.), впервые в европейской науке рассматривалось как отдельная педагогическая проблема (С. <...> ). Российская педагогическая наука неоднократно обращалась к истории образования Франции (Б.М. Бим-Бад, А.Н. Джуринский, А.В. Духавнева, Т.В. Королева, Д.И. Латышина, Д.А. Литошенко, М.К. Любарт, Е.Я. Орехова, А. <...> Однако, несмотря на наличие определенного научного интереса, проявляемого учеными <...>
Женское_воспитание_и_образование_во_Франции_XVIII_века_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Женское_воспитание_и_образование_во_Франции_XVIII_века_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» А.Е. Демидовская, Т.С. Буторина Женское воспитание и образование во Франции XVIII века Монография Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК [37.018+37.03](091)“17”(44) ББК 74.03(4Фра) Д305 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Х.Ш. Тенчурина; кандидат педагогических наук Т.В. Молодцова Д305 Демидовская, А.Е. Женское воспитание и образование во Франции XVIII века: монография / А.Е. Демидовская, Т.С. Буторина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 151 с. ISBN 978-5-261-00956-6 Монография посвящена изучению женского образования во Франции, философско-педагогических и историко-культурных условий его становления, тенденций развития, принципов организации, роли в системе общего образования, формирования типов и структуры, эволюции содержания. Для специалистов в области образования и сравнительной педагогики. УДК [37.018+37.03](091)“17”(44) ББК 74.03(4Фра) ISBN 978-5-261-00956-6 © Демидовская А.Е., Буторина Т.С., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Оглавление Введение ..................................................................................................... Глава I. Женское воспитание и образование во Франции XVIII века как историко-педагогический феномен § 1.1. Характеристика состояния общего образования во Франции эпохи Просвещения .................................................................................. § 1.2. Социально-педагогические условия развития женского воспитания и образования во Франции в XVIII веке .................................... § 1.3. Идея воспитания и образования женщины в философии французского Просвещения ............................................................................. § 1.4. Проблема цели женского воспитания и образования в педагогической мысли Франции XVIII века .................................................... Глава II. Историко-педагогический анализ развития теории и практики женского воспитания и образования во Франции XVIII века § 2.1. Характеристика социального статуса французской женщины § 2.2. Анализ тенденций развития и принципов организации женского воспитания и образования во Франции ..................................... § 2.3. Развитие различных типов организации женского образования во Франции ........................................................................................ § 2.4. Эволюция содержания женского образования во Франции в XVIII веке и его воспитательная направленность .............................. Заключение ................................................................................................ Приложения .............................................................................................. Библиографический список ...................................................................... 66 79 89 96 115 120 128 10 28 39 52 4 3
Стр.3
Введение Совершенствование отечественного образования в условиях глобализации предполагает изучение механизмов передачи позитивного историко-педагогического опыта и традиций семейной педагогики, народного образования, в которых ключевая роль принадлежит женщине-жене-матери-воспитательнице (С.К. Бондырева, А.Г. Козлова, Т.В. Лодкина, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.). Именно она формирует основы гражданской позиции детей, являясь связующим звеном между поколениями, гарантом стабильности семьи, социума в целом. Исходя из этого, в целях изучения нравственного и интеллектуального развития женщины значимым является анализ социокультурных условий постановки проблемы женского образования в целом (Т.С. Буторина, В. де Виривиль, О.В. Греар, П. Каспар, Г. Компейре, Л.А. Мартен, Н.Ю. Флотская, Г. Шоссинан-Ногаре и др.). В этом отношении научный интерес представляет историко-педагогическое наследие Франции эпохи Просвещения, поскольку целью философов являлось осмысление методов воспитания человека нового типа, что оказало неоспоримое по значимости влияние на социальное развитие европейских стран в XVIII веке. Именно в этот период, прежде всего во Франции, было пересмотрено отношение к образованию, его содержанию и организации как базовым составляющим социального статуса женщины, средству реализации ее гражданского долга, осуществления функции воспитательницы. Франция эпохи Просвещения явилась пионером в постановке проблем общего и женского образования. По словам Л.Ф. д’Эпине, просветительскопедагогическая деятельность стала «манией», охватившей общество. Обращение к историко-педагогическому опыту развития женского образования во Франции в XVIII веке позволяет изучить комплекс педагогических проблем, в том числе генезис идей педагогов о цели женского образования, о разработке его содержания 4
Стр.4
на основе практической целесообразности. Женское образование Франции эпохи Просвещения как феномен социальной истории повлияло на формирование системы образования европейских стран и как объект научного исследования, является значимой и актуальной в качестве источника педагогического опыта. Изучение социальной, политической, культурной среды развития женского образования как педагогического явления во Франции в XVIII веке позволяет провести сравнительную аналогию с данной проблематикой в отечественной педагогике, раскрыть пути разрешения противоречия между реальным социальным статусом российской женщины и формализованным представлением о нем в обществе. Женское образование во Франции в XVIII веке, благодаря влиянию идей Просвещения, изменению статуса женщины-матери, структуры семьи, новому восприятию детства, критике авторитарных методов воспитания (Ф. Арьес, И.С. Кон, М.К. Любарт и др.), впервые в европейской науке рассматривалось как отдельная педагогическая проблема (С.Ф. де Жанлис, А.-Т. де Ламбер, М. Лепренс де Бомон, мадам де Ментенон, Ш. Роллен, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фенелон, Л.Ф. д’Эпине и др.). Российская педагогическая наука неоднократно обращалась к истории образования Франции (Б.М. Бим-Бад, А.Н. Джуринский, А.В. Духавнева, Т.В. Королева, Д.И. Латышина, Д.А. Литошенко, М.К. Любарт, Е.Я. Орехова, А. Ратеб, Т.Б. Рябова, Н.В. Самойличенко, Л.Д. Столяренко, Ю.Е. Суслонова, В.Г. Торосян, Т.Л. Черноситова и др.). Исследовались направления развития системы педагогического образования (С.В. Владимирова, А.Х. Закирьянова, Л.Н. Лабазина, Г.В. Матушевская, Н.В. Негребацкая, Н.Г. Померанцева, М.Е. Сысоева и др.); начального и среднего образования (А.А. Вахабова, Н.В. Маршубина, Е.Я. Орехова, Л.В. Орлова, Т.А. Плюшкина, Н.Г. Шабло и др.); высшего профессионального образования (З.Б. Багатова, Т.Б. Кашпирева, М.Р. Лисенко, Т.В. Мельник и др.); методика преподавания отдельных дисциплин (С.М. Кашук, С.А. Ломохова и др.) и т.д. Однако, несмотря на наличие определенного научного интереса, проявляемого учеными к французской педагогике и изучению специфики национальных систем женского образования (Т.С. Буторина; Россия – О.Ю. Колпачева, Т.Н. Мишина, А.А. Пономарева, А.И. Рослякова; Европейский Север России – С.В. Заозерская; Вятская губерния – Л.М. Зотова; Симбирская гу5
Стр.5
берния – Ю.И. Титаренко; Томская губерния – Н.Н. Журавлева; Дагестан – Э.М. Каримулаева; Осетия – Л.Ч. Алагова, З.М. Кайтукова; Северный Кавказ – Ж.Т. Дзампаева, З.Б. Лепшокова; Якутия – К. Алаас; Великобритания – Т.Л. Лабутина; Германия – Т.В. Касимова; Норвегия – М.А. Калинина; США – О.Ю. Степанова и др.), в отечественной науке отсутствуют обобщающие историко-педагогические исследования развития теории и практики женского образования во Франции в XVIII веке. Значимость исследования проблем женского образования как фактора изменения статуса женщины в обществе, изучение путей его реализации в условиях социальных перемен и малоизученность данного вопроса в российской историко-педагогической науке обусловили необходимость обращения к данной теме и позволили предположить что во Франции в XVIII веке под влиянием философских идей Просвещения женское образование выделилось как самостоятельное педагогическое явление, включающее такие структурные элементы, как сеть образовательных учреждений; механизмы управления, контроля и финансирования образования; образовательные программы и т.д. Целью женского образования являлась подготовка жены-матери-воспитательницы. Хронологически исследование охватывает эпоху французского Просвещения (XVIII столетие, до 1789 года) – период зарождения системы женского образования во Франции, переосмысления отношения общества к женщине. В ходе работы была предпринята попытка охарактеризовать социально-педагогические условия развития женского образования во Франции XVIII века; раскрыть идею образования женщины в философии французского Просвещения (на примере философскопедагогических работ Ж.-Ж. Руссо); выявить генезис взглядов на взаимосвязь цели и содержания женского образования во французской педагогической мысли XVIII века; проанализировать структуру, тенденции развития, принципы организации женского образования во Франции в XVIII веке. Исследование опирается на несколько групп источников: – законодательные акты Людовика XVI, архивные документы (РГАДА, отдел рукописей РНБ), прижизненные издания трудов французских педагогов (С.Ф. де Жанлис, А.-Т. де Ламбер, М. Лепренс де Бомон, Ш. Роллен, Ф. Фенелон, Л.Ф. д’Эпине и др.) по вопросам женского образования (отделы древних книг РНБ, МГУ им. М.В. Ломоносова); 6
Стр.6
– философские работы, посвященные французскому Просвещению (Д. Антисери, Т.Б. Длугач, Дж. Реале, А.В. Тырсенко и др.); – философско-педагогические произведения, письма Ж.-Ж. Руссо; биографическая, критическая, библиографическая литература; диссертационные исследования его наследия; – историко-педагогические исследования общего образования (В. де Виривиль, Г. Компейре, А.-Ф. Тери и др.), сельской школы (А. Бабо и др.), начального образования (М. Гонтар, Декап и др.) Франции; – исследования истории становления и развития женского образования во Франции (О.В. Греар, П. Каспар, Т.В. Королева, Р. Кристоф, Т. Лавалле, О.Г. Овчарова, М. Пелиссон, А. Рукье, Т.Б. Рябова, Т.Л. Черноситова и др.); – исследования российских ученых о взаимном культурном влиянии России и Франции (Е.П. Гречаная, Е.А. Иванова, В.А. Калганова, Е.А. Куфен и др.); историческом соотношении российского и французского гражданского законодательства (Ю.Р. Туйкина и др.); формировании элиты французского общества (Л.В. Булдакова, А.Ю. Карачинский, Н.Е. Копосов и др.); демографическом развитии Франции (Ю.Л. Бессмертный, П.Ш. Габдрахманов, И.Д. Панфилов и т.д.); роли Франции в мировой политике (Е.А. Попова, Н.С. Тарасова и др.) и т.д.; – Интернет-ресурсы: • электронные библиотеки: ASPASIE, ATHENA, Gallica, Philosophy.ru, РНБ, Электронный каталог российских диссертаций и др.; • электронные журналы: CLIO, Mnémosyne, Dur@nce, Французский ежегодник и др.; • информационные центры женской истории: Centre des archives du féminisme; Société internationale pour l’Etude des Femmes de l’Ancien Régime; Московский центр гендерных исследований и др.; • информационные центры истории педагогики Франции: Centre national de documentation pédagogique; Centre international d’études pédagogiques; Institut national de recherche pédagogique; Musée national de l’еducation; SPINOO (ресурс Министерства образования Франции) и др.; • центры изучения наследия французского Просвещения: The ARTFL Encyclopédie Project, University of Chicago; Rousseau Association, Barry University и др. На основании обобщения, систематизации и анализа историкопедагогических данных были: 7
Стр.7
– выявлены социально-педагогические условия развития женского образования, его традиционные основы, базовые принципы, тенденции развития в сравнении с системой общего образования Франции XVIII века; – интерпретированы на основе историко-педагогического анализа трудов ведущих французских педагогов и философов-просветителей идеи подготовки и воспитания жены-матери-воспитательницы как цели женского образования; – определено ведущее влияние концепции разума философии Просвещения на эволюцию содержания женского образования, придавшей ему практическую направленность; – проведен анализ роли общественной инициативы (салоны, религиозно-благотворительные организации и т.д.) в совершенствовании структуры и содержания женского образования во Франции; – раскрыта позитивная практика организации, структуры управления, контроля, финансирования женского образования, основанной на принципе взаимодействия государства, семьи, церкви, общества. В монографии впервые описано своеобразие развития женского образования во Франции в XVIII веке (опережающее развитие в сравнении с европейским женским образованием; педагогическая активность женщин; практическая направленность; религиозно-нравственные основы и др.). Помимо этого, традиционность отбора содержания, методов, средств обучения на основе религиозно-нравственного принципа для достижения образовательной цели (жена-мать-воспитательница) рассматривается как характерная особенность развития женского образования во Франции. Авторами систематизирован позитивный историко-педагогический опыт организации женского образования во Франции, описаны его структурные и методические компоненты и охарактеризованы факторы эволюции содержания женского образования во Франции (философия Просвещения; научно-техническая революция; общественная направленность на семейное воспитание и др.). С теоретической точки зрения были уточнены понятия «общее образование», «женское образование», «образовательный минимум» (Приложение 1) на основе анализа трудов педагогов и философов Франции XVIII века и осуществлен анализ социальнокультурных, историко-педагогических условий развития теории и практики женского образования во Франции в XVIII веке (предре8
Стр.8
волюционная ситуация; кризис нравственности и семейных ценностей; социальная активность женщин и др.). В работе раскрыта динамика развития содержания женского образования во Франции в XVIII веке, его религиозно-нравственная основа, практическая направленность, а также, обоснована специфика (минимализм и практичность) образовательного минимума для женщины (основы религии, чтение, письмо, арифметика, домашняя экономика). С практической точки зрения содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут быть использованы при формировании концепции современного женского образования, при разработке программ спецкурсов, а фактический материал может служить расширению и обогащению содержания общепедагогического и историко-педагогического образования; использоваться в учебных пособиях по истории зарубежной педагогики, как страноведческий материал при подготовке студентов педагогических, исторических и лингвистических специальностей, в научно-исследовательской работе, в системе повышения квалификации работников образования. 9
Стр.9