Т ема номера Объективная аналитика Михаил Рыжаков академик РАО Послание Президента и содержание школьного образования В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Владимир Путин большое внимание уделил социальным вопросам, здравоохранению и образованию. <...> При этом, как мне показалось, эта часть Послания была окрашена некоторыми новыми смыслами. <...> Прозвучал, казалось бы, забытый на столь высоком уровне термин “содержание образовательного процесса”, была подтверждена приверженность к фундаментальности, как-то по-новому и очень свежо прозвучали “в связке” знания и развитие творческих сил обучающихся. <...> Все мы знаем, что происходило и происходит с содержанием общего образования, с внедрением того, что называют компетентностным подходом с общей пробуксовкой введения стандартов, с проблемами оценки учебных достижений обучающихся в соответствии с новыми стандартами, с экспертизой учебников и др. <...> Кто-то говорит, что это нормальные проблемы роста и развития. <...> А кто-то уверен, что это, скорее всего, системный развал отечественного школьного образования. <...> Почему вновь заговорили об обязательном минимуме содержания, о фундаментальном ядре, о содержании в учебных программах, о содержании КИМов, о трудностях с экспертизой учебников и т.д. <...> ? 28 Объективная аналитика Дело в том, что как ни странно, столь распространенный и понятный ранее термин “содержание образования” в последние десятилетия стал приобретать значения, которые резко укрупнили его объем, т.е. все то, на что может быть распространено данное понятие. <...> В качестве примера приведем перечень того, что относили к понятию “содержание образования” еще несколько лет назад авторы концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации (1997), которая широко обсуждалась педагогической общественностью. <...> Авторы концепции относили к содержанию образования: сокращение учебной нагрузки, двенадцатилетнюю школу <...>