К вопросу о роли малоазийского епископата в распространении иконоборчества в Византии в начале VIII века . <...> Христианский спиритизм Н. П. Вагнера и рациональная религия А. Н. Аксакова между «наукой» и «религией» . <...> Институт научного рецензирования в плюрализме современной науки: потребность или фикция? <...> II Ватиканский собор и социальная доктрина Католической Церкви в оценке советских религиоведов . <...> Социальная сеть православной приходской общины: возможности применения анализа социальных сетей в социологии религии . <...> Секулярное государство и установление секулярной идеологии в праве и общественно-государственной политике . <...> И когда в 1991 г. я получил право преподавать древнюю историю в университете1 , то во время педагогической деятельности на лекциях и семинарах я много раз затрагивал темы, касающиеся истории христианства в древности. <...> Халлер, были убеждены в том, что Петр вообще не был в Риме и, соответственно, умер не там, и поэтому учение о римской кафедре как кафедре Петра можно отбросить. <...> Викерт в статье «Епископ Рима и единство христиан» назвал Стефана «первым папой per defi nitionem», исходя из того, что «папство было установлено в тот момент, когда римский епископ ссылаясь на Мф 16. <...> Как повлияло историческое решение Константина на историю римской кафедры? <...> И именно Мильтиаду, римскому епископу, Константин подарил Латеранский дворец, чтобы подтвердить, что истинный культ христианского Бога, с точки зрения императора, находится там, где пребывает римский епископ, что еще больше подняло его авторитет. <...> Но одно из решений императора долго играло важную роль, хотя и не касалось римского епископа: строительство новой столицы — Константинополя, который был освящен в 330 г.; теперь римский епископ освободился от прямого влияния императора, в отличие от Константинополя. <...> Римский епископ Дамас I воспротивился 3-му правилу, даже не смотря на то, что оно могло вовсе и не угрожать Риму. <...> Дамас I ставит на второе место <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_I._Богословие._Философия._№4_2013.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук, доцент свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
чл.-корр. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
д-р богосл. прот. Олег Давыденков
прот. Николай Емельянов
свящ. Михаил Асмус
канд. филос. наук, доцент свящ. Константин Польсков
д-р филос. наук К. М. Антонов
д-р филол. наук К. А. Максимович
канд. богосл. П. Ю. Малков
канд. ист. наук диакон Павел Ермилов
С. А. Воронцов (секретарь)
НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА:
канд. ист. наук диакон Павел Ермилов
д-р филос. наук К. М. Антонов (философия)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА
С. В. Заплатников
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0852-4
© Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия I: «Богословие. Философия». Выпуск 4 (48). 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БОГОСЛОВИЕ
КЕТТЕНХОФЕН Э.
Кафедра Петра в первые века. От начала до отделения папства
от Византии в VIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
ЗАПЛАТНИКОВ С. В.
К вопросу о роли малоазийского епископата в распространении
иконоборчества в Византии в начале VIII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
ВАГАНОВА Н. А.
Таинство, догмат и антиномия в софиологии прот. С. Булгакова . . . . . . . . . . . . . . 40
ФИЛОСОФИЯ
РАЗДЪЯКОНОВ В. С.
Христианский спиритизм Н. П. Вагнера и рациональная религия
А. Н. Аксакова между «наукой» и «религией» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
МУХА О. Я.
Институт научного рецензирования в плюрализме современной науки:
потребность или фикция? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
ФОЛИЕВА Т. А.
II Ватиканский собор и социальная доктрина Католической Церкви
в оценке советских религиоведов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
ВОРОНЦОВА Е. В.
Религиоведческие издания в России (2000–2013) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
ЗАБАЕВ И. В., ПРУЦКОВА Е. В.
Социальная сеть православной приходской общины: возможности
применения анализа социальных сетей в социологии религии . . . . . . . . . . . . . . . 120
3
Стр.3
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
ИЛТИС А. С.
Секулярное государство и установление секулярной идеологии в праве
и общественно-государственной политике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
РЕЦЕНЗИИ
Gerber Ch. T. The Spirit of Augustine’s Early Theology. Contextualizing
Augustine’s Pneumatology. Ashgate, 2012 (А. Р. Фокин) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Karfí ková L. Grace and the Will according to Augustine. Brill, 2012
(К. В. Карпов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Peng-Keller S. Alte Passionen im neuen Leben. Postbaptismale Konkupiszenz
als ökumenisches Problem und theologische Aufgabe. Herder, 2011
(диак. П. В. Ермилов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Audiatur et altera pars — о новой книге Н. К. Гаврюшина
[Рец. на: Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты.
Глагол, 2011] (прот. Павел Хондзинский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Стр.4