Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611234)
Контекстум
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №5 2016

ДВА ВЕКТОРА ОБНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИКИ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМигунов
АвторыЕрохин С.В.
Страниц21
ID553090
АннотацияВ статье показано, каким образом на протяжении ХХ и ХХI вв. происходил и все еще происходит процесс обновления эстетики: в одном случае — ее развитие от модерна к постмодерну; в другом — благодаря появлению таких принципиально новых явлений в эстетической и художественной сферах, как цифровое и биологическое искусства. Авторы статьи показывают, в какой степени этот масштабный процесс коснулся перемен многих звеньев категориально-понятийного аппарата эстетики
Мигунов, А.С. ДВА ВЕКТОРА ОБНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИКИ / А.С. Мигунов, С.В. Ерохин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2016 .— №5 .— С. 89-109 .— URL: https://rucont.ru/efd/553090 (дата обращения: 05.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мигунов* , С.В. Ерохин** ДВА ВЕКТОРА ОБНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИКИ В статье показано, каким образом на протяжении ХХ и ХХI вв. происходил и все еще происходит процесс обновления эстетики: в одном случае — ее развитие от модерна к постмодерну; в другом — благодаря появлению таких принципиально новых явлений в эстетической и художественной сферах, как цифровое и биологическое искусства. <...> I Движение в сторону обновления эстетики заняло весь ХХ в. <...> Краусс — сошлись тогда на том, что термин «анти-эстетика» характеризует основные искания послевоенного искусства. <...> Речь шла в основном о постмодернистском искусстве, хотя и в модерне, как будет пока* Мигунов Александр Сергеевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Назовем все это первым вектором обновления эстетики. <...> Другим вектором такого обновления становятся дигитальное (цифровое) и биологическое искусства; в их осмыслении эстетика делает только первые шаги. <...> Для этого необходим анализ основного инструментария, которым пользовались эстетика и искусство модерна, прежде всего таких понятий, как гений и абсолют в Романтизме, незаинтересованность в суждении эстетического вкуса о прекрасном у Канта, а также целого ряда понятий психоаналитического характера, таких, как катарсис, вытеснение, сублимация. <...> Обращаясь к истокам модерна, Хабермас пишет, что Кант был первым философом, с которого начался модерн. <...> Рассматривая в одной связке катарсис, вытеснение и сублимацию, Т. <...> Адорно считает, что этот достаточно сложный механизм был направлен на такое очищение аффектов и страстей, которое фактически совпадает с их подавлением. <...> Движение в сторону обновления эстетики, где Адорно и Хабермас занимают одно из первых мест, опиралось на практику послевоенного искусства, которое они внимательно наблюдали и анализировали. <...> По-видимому, самый ранний вариант катарсиса предложили орфики, разработавшие <...>