Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальное измерение государственной экономической политики (62,00 руб.)

0   0
Первый авторЯкунин В. И.
АвторыРоик В. Д., Сулакшин С. С.
ИздательствоМ.: Издательство «Экономика»
Страниц209
ID136861
АннотацияВ монографии рассматриваются социальные аспекты экономического развития страны — вопросы доходов населения, здравоохранения, демографии, науки и образования, рынка труда и ЖКХ. Обосновываются предложения по усилению роли государства в социальном бюджетировании и регулировании заработной платы, предлагаются пути формирования устойчивого института пенсионного страхования и нормативных методов регулирования воспроизводства населения на уровне предприятий, а также способы решения задачи по методологическому обоснованию социальной модели государства.
Кому рекомендованоКнига может быть рекомендована работникам аналитических и социальных служб, а также законодателям, государственным управленцам.
ISBN978-5-282-02733-4 (Экономика)
УДК338.2:316 (470+571)
ББК65.9 (2Рос)-1
Якунин, В.И. Социальное измерение государственной экономической политики : монография / В.Д. Роик, С.С. Сулакшин; В.И. Якунин .— Москва : Издательство «Экономика», 2007 .— 209 с. — Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования; библиогр.: с. 199-207 .— ISBN 978-5-282-02733-4 (Экономика) .— URL: https://rucont.ru/efd/136861 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.И. Якунин, В.Д. Роик, С.С. Сулакшин СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Москва Научный эксперт Экономика 2007 УДК 338.2:316 (470+571) ББК 65.9 (2Рос)-1 Я 49 Я 49 Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. <...> Обосновываются предложения по усилению роли государства в социальном бюджетировании и регулировании заработной платы, предлагаются пути формирования устойчивого института пенсионного страхования и нормативных методов регулирования воспроизводства населения на уровне предприятий, а также способы решения задачи по методологическому обоснованию социальной модели государства. <...> Разработка парадигмы социальной модели государства — имманентное условие перехода к постиндустриальному этапу общественного развития . <...> Роль государства в социальном бюджетировании социальной сферы . <...> Формирование социальных институтов и инфраструктуры — необходимое условие повышения темпов экономического развития . <...> Форсированно решая на протяжении последних 15 лет задачи по формированию рыночных основ экономики, государство не сумело провести в достаточной степени реформы в социальной сфере, что привело к значительному отставанию в формировании цивилизованных социальных институтов доходов населения, здравоохранения, образования, трудоустройства и ЖКХ. <...> Большинство стран Центральной и Восточной Европы (включая Россию) в последние двадцать лет пытались использовать отдельные элементы систем социальной защиты (социальных инфраструктур отношений государства и общества), основанные на моделях Бисмарка и Бевериджа, однако зачастую оказались неготовы к их применению. <...> Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. <...> Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования, 2002, № 2. <...> Существенно, что целевой анализ содержания государственных <...>
Социальное_измерение_государственной_экономической_политики.pdf
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.И. Якунин, В.Д. Роик, С.С. Сулакшин СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Москва Научный эксперт Экономика 2007
Стр.1
УДК 338.2:316 (470+571) ББК 65.9 (2Рос)-1 Я 49 Я 49 Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С. Социальное измерение государственной экономической политики. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 208 с. ISBN 978-5-282-02733-4 В монографии рассматриваются социальные аспекты экономического развития страны — вопросы доходов населения, здравоохранения, демографии, науки и образования, рынка труда и ЖКХ. Обосновываются предложения по усилению роли государства в социальном бюджетировании и регулировании заработной платы, предлагаются пути формирования устойчивого института пенсионного страхования и нормативных методов регулирования воспроизводства населения на уровне предприятий, а также способы решения задачи по методологическому обоснованию социальной модели государства. Книга может быть рекомендована работникам аналитических и социальных служб, а также законодателям, государственным управленцам. УДК 338.2:316 (470+571) ББК 65.9 (2Рос)-1 © Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С., 2007 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2007 ISBN 978-5-282-02733-4 © Оформление, ЗАО «Издательство «Экономика», 2007
Стр.2
Содержание Введение .....................................................................................................5 Глава 1. Социальное измерение экономической политики ...........................................................................................13 1.1. Характеристика ситуации в социальной сфере России ..........................................................13 1.2. Содержание и направленность экономических преобразований социальной сферы страны ............................19 1.3. Развитие «человеческого капитала» и повышение качества жизни населения — стратегические ориентиры для современной России..........................................28 1.4. Основополагающие принципы и социальные ориентиры экономической политики государства ................37 Глава 2. Разработка парадигмы социальной модели государства — имманентное условие перехода к постиндустриальному этапу общественного развития ............................................................................................44 2.1. Модели распределительных отношений: какую выбрать для России? ..........................................................44 2.2. Современные тенденции в социальной политике промышленно развитых стран: уроки для России .................61 2.3. Экономические критерии выбора социальной модели государства для России ...................................................68 2.4. Роль государства в социальном бюджетировании социальной сферы ..........................................................................77 2.5. Финансовое обеспечение механизмов повышения качества жизни населения ............................................................94
Стр.3
Глава 3. Формирование социальных институтов и инфраструктуры — необходимое условие повышения темпов экономического развития ..............98 3.1. Институты доходов и социального обеспечения населения: оплаты труда и пенсионного обеспечения ..........98 3.2. Проблемы и пути совершенствования экономики здравоохранения .......................................................................... 109 3.3. Феномен «седеющего населения» — глобальная демографическая проблема ....................................................... 128 3.4. ЖКХ и формирование рынка доступного жилья......... 157 3.5. Модернизация науки и образования ............................... 168 3.6. Развитие рынка труда .......................................................... 177 Выводы и предложения .............................................................. 189 Приложение .........................................................................................196 Литература ............................................................................................199
Стр.4
Введение Стартовавшие в начале 1990-х гг. общественные преобразования в России ныне охватили и социальную сферу. Форсированно решая на протяжении последних 15 лет задачи по формированию рыночных основ экономики, государство не сумело провести в достаточной степени реформы в социальной сфере, что привело к значительному отставанию в формировании цивилизованных социальных институтов доходов населения, здравоохранения, образования, трудоустройства и ЖКХ. Отсутствие последних вызывает существенное снижение уровня и качества жизни населения и в конечном итоге блокирует развитие человеческого потенциала и экономики страны. Трудности в формировании новой экономической системы России во многом обусловлены стремлением провести реформы в ускоренном режиме (чего стоит лозунг и программа реформирования в течение 500 дней), наивными и утопичными неолиберальными представлениями создать саморегулирующуюся рыночную систему, узкоэкономическим подходом к реформам и игнорированием неотъемлемых сущностных социальных интересов широких слоев населения. В конечном итоге преобладание в правящей элите страны в начале и середине 1990-х гг. устаревших (архаичных) взглядов на возможности «невидимой руки рынка» привело к утрате управляемости экономическими и социальными преобразованиями в стране на протяжении последнего десятилетия ХХ в. Неолиберальная модель проведения реформ в России, в странах СНГ и большинстве стран Латинской Америки не оправдала себя. Резко обострились проблемы распределения и перераспределения собственности и доходов, выросла до аномальных величин дифференциация населения по доходам и доступу к качественному здравоохранению и образованию. Продолжают развиваться деградационные процессы 5
Стр.5
Социальное измерение государственной экономической политики в воспроизводстве населения, опустилась ниже критической отметки (в два и более раза) цена труда, обостряется ситуация на рынке труда, которая характеризуется высоким уровнем скрытой безработицы и становящейся все более острой нехваткой квалифицированных кадров. Одна из основных причин кризиса занятости и деквалификации значительной части трудовых ресурсов страны заключается в экономическом росте, не ориентированном на создание рабочих мест. В последние 4 года, несмотря на устойчивый прирост производства в размере 6–7% в год, показатели фиксируемой и скрытой безработицы сохранялись на уровне 6,5–7,0%. Разрушение социального капитала1 без соответствующего создания его современных аналогов сыграло, по мнению Джозефа Стиглица, бывшего главного экономиста Всемирного банка, важную роль в неудачах России и ряда бывших республик Советского Союза2 . Главная причина — острейший социальный кризис, который на протяжении последних пятнадцати-двадцати лет испытывает российское общество. В этих условиях абсолютным приоритетом является модернизация секторов, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего заработной платы и пенсионного обеспечения, образования, науки и здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы и социальной инфраструктуры отношений государства и населения. Такая предлагаемая доминанта развития связана с необходимостью обеспечения современных условий жизнедеятельности населения, а также необходимостью высокого и устойчивого экономического роста в средне — и долгосрочной перспективе. 1 Под социальным капиталом обычно понимают современные социальные отношения в обществе, а также социальную инфраструктуру жизнедеятельности населения (основные фонды здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ, имущество домохозяйств). — Прим. авт. 2 6 Стиглиц Дж. Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку // Экономическая наука в современной России. 2001, № 4, С. 144.
Стр.6
Введение Многие отечественные и зарубежные ученые отмечают необходимость усиления роли государства в экономической и социальной политике стран с переходной экономикой3 Вторым крупным направлением совершенствования эко. номических и социальных институтов на завершающем этапе формирования индустриального общества является создание эффективных национальных систем обязательного и добровольного социального и личного страхования, а также государственного социального обеспечения, на которые приходится второй по значимости ресурс жизнеобеспечения населения (после заработной платы), величина которого составляет в развитых странах порядка 20–30% ВВП. Большинство стран Центральной и Восточной Европы (включая Россию) в последние двадцать лет пытались использовать отдельные элементы систем социальной защиты (социальных инфраструктур отношений государства и общества), основанные на моделях Бисмарка и Бевериджа, однако зачастую оказались неготовы к их применению. Кроме того, многие правительства стран с переходной экономикой, по мнению западного исследователя Р. Макинтайра, встав на путь быстрой и повсеместной либерализации цен, не осуществляли адекватного вмешательства для стимулирования экономического роста. Падение объемов производства и доходов в странах с переходной экономикой в большей степени объяснялось крахом совокупного спроса и, в частности, резким снижением инвестиций. Ключом к экономическому возрождению является стимулирование более высокого уровня инвестиций, в том числе и в развитие человеческих ресурсов4 . 3 Лексин В.Н. Социальные обязательства государства и их исполнение. М., 2000–2001, Лексин В.Н. Пространство власти и мир человека // Мир России. 2004, № 3, С. 41. Роик В.Д. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. № 2. Федотова В.Г. Социальное государство и рынок // Свободная мысль — XXI, 2002, № 7, С. 78–94. 4 Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования, 2002, № 2. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ