Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
В.И. Якунин, В.Д. Роик, С.С. Сулакшин
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ
Москва
Научный эксперт
Экономика
2007
Стр.1
УДК 338.2:316 (470+571)
ББК 65.9 (2Рос)-1
Я 49
Я 49
Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С.
Социальное измерение государственной экономической политики.
Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
— М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 208 с.
ISBN 978-5-282-02733-4
В монографии рассматриваются социальные аспекты экономического
развития страны — вопросы доходов населения, здравоохранения,
демографии, науки и образования, рынка труда и ЖКХ.
Обосновываются предложения по усилению роли государства в
социальном бюджетировании и регулировании заработной платы,
предлагаются пути формирования устойчивого института пенсионного
страхования и нормативных методов регулирования воспроизводства
населения на уровне предприятий, а также способы решения
задачи по методологическому обоснованию социальной модели
государства.
Книга может быть рекомендована работникам аналитических и
социальных служб, а также законодателям, государственным управленцам.
УДК
338.2:316 (470+571)
ББК 65.9 (2Рос)-1
© Якунин В.И., Роик В.Д., Сулакшин С.С., 2007
© Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования, 2007
ISBN 978-5-282-02733-4
© Оформление, ЗАО «Издательство «Экономика»,
2007
Стр.2
Содержание
Введение .....................................................................................................5
Глава 1. Социальное измерение экономической
политики ...........................................................................................13
1.1. Характеристика ситуации
в социальной сфере России ..........................................................13
1.2. Содержание и направленность экономических
преобразований социальной сферы страны ............................19
1.3. Развитие «человеческого капитала» и повышение
качества жизни населения — стратегические
ориентиры для современной России..........................................28
1.4. Основополагающие принципы и социальные
ориентиры экономической политики государства ................37
Глава 2. Разработка парадигмы социальной модели
государства — имманентное условие перехода
к постиндустриальному этапу общественного
развития ............................................................................................44
2.1. Модели распределительных отношений:
какую выбрать для России? ..........................................................44
2.2. Современные тенденции в социальной политике
промышленно развитых стран: уроки для России .................61
2.3. Экономические критерии выбора социальной
модели государства для России ...................................................68
2.4. Роль государства в социальном бюджетировании
социальной сферы ..........................................................................77
2.5. Финансовое обеспечение механизмов повышения
качества жизни населения ............................................................94
Стр.3
Глава 3. Формирование социальных институтов
и инфраструктуры — необходимое условие
повышения темпов экономического развития ..............98
3.1. Институты доходов и социального обеспечения
населения: оплаты труда и пенсионного обеспечения ..........98
3.2. Проблемы и пути совершенствования экономики
здравоохранения .......................................................................... 109
3.3. Феномен «седеющего населения» — глобальная
демографическая проблема ....................................................... 128
3.4. ЖКХ и формирование рынка доступного жилья......... 157
3.5. Модернизация науки и образования ............................... 168
3.6. Развитие рынка труда .......................................................... 177
Выводы и предложения .............................................................. 189
Приложение .........................................................................................196
Литература ............................................................................................199
Стр.4
Введение
Стартовавшие в начале 1990-х гг. общественные преобразования
в России ныне охватили и социальную сферу. Форсированно
решая на протяжении последних 15 лет задачи
по формированию рыночных основ экономики, государство
не сумело провести в достаточной степени реформы в социальной
сфере, что привело к значительному отставанию
в формировании цивилизованных социальных институтов
доходов населения, здравоохранения, образования, трудоустройства
и ЖКХ. Отсутствие последних вызывает существенное
снижение уровня и качества жизни населения и в конечном
итоге блокирует развитие человеческого потенциала
и экономики страны.
Трудности в формировании новой экономической системы
России во многом обусловлены стремлением провести реформы
в ускоренном режиме (чего стоит лозунг и программа
реформирования в течение 500 дней), наивными и утопичными
неолиберальными представлениями создать саморегулирующуюся
рыночную систему, узкоэкономическим подходом
к реформам и игнорированием неотъемлемых сущностных
социальных интересов широких слоев населения.
В конечном итоге преобладание в правящей элите страны
в начале и середине 1990-х гг. устаревших (архаичных)
взглядов на возможности «невидимой руки рынка» привело к
утрате управляемости экономическими и социальными преобразованиями
в стране на протяжении последнего десятилетия
ХХ в.
Неолиберальная модель проведения реформ в России, в
странах СНГ и большинстве стран Латинской Америки не
оправдала себя. Резко обострились проблемы распределения
и перераспределения собственности и доходов, выросла до
аномальных величин дифференциация населения по доходам
и доступу к качественному здравоохранению и образованию.
Продолжают развиваться деградационные процессы
5
Стр.5
Социальное измерение государственной экономической политики
в воспроизводстве населения, опустилась ниже критической
отметки (в два и более раза) цена труда, обостряется ситуация
на рынке труда, которая характеризуется высоким уровнем
скрытой безработицы и становящейся все более острой
нехваткой квалифицированных кадров.
Одна из основных причин кризиса занятости и деквалификации
значительной части трудовых ресурсов страны заключается
в экономическом росте, не ориентированном на
создание рабочих мест. В последние 4 года, несмотря на устойчивый
прирост производства в размере 6–7% в год, показатели
фиксируемой и скрытой безработицы сохранялись на
уровне 6,5–7,0%.
Разрушение социального капитала1
без соответствующего
создания его современных аналогов сыграло, по мнению
Джозефа Стиглица, бывшего главного экономиста Всемирного
банка, важную роль в неудачах России и ряда бывших республик
Советского Союза2
. Главная причина — острейший
социальный кризис, который на протяжении последних пятнадцати-двадцати
лет испытывает российское общество.
В этих условиях абсолютным приоритетом является модернизация
секторов, обеспечивающих развитие человеческого
потенциала, прежде всего заработной платы и пенсионного
обеспечения, образования, науки и здравоохранения, жилищно-коммунальной
сферы и социальной инфраструктуры отношений
государства и населения.
Такая предлагаемая доминанта развития связана с необходимостью
обеспечения современных условий жизнедеятельности
населения, а также необходимостью высокого и
устойчивого экономического роста в средне — и долгосрочной
перспективе.
1 Под социальным капиталом обычно понимают современные социальные
отношения в обществе, а также социальную инфраструктуру жизнедеятельности
населения (основные фонды здравоохранения, образования,
культуры, ЖКХ, имущество домохозяйств). — Прим. авт.
2
6
Стиглиц Дж. Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку
// Экономическая наука в современной России. 2001, № 4, С. 144.
Стр.6
Введение
Многие отечественные и зарубежные ученые отмечают
необходимость усиления роли государства в экономической
и социальной политике стран с переходной экономикой3
Вторым крупным направлением совершенствования эко.
номических
и социальных институтов на завершающем этапе
формирования индустриального общества является создание
эффективных национальных систем обязательного и
добровольного социального и личного страхования, а также
государственного социального обеспечения, на которые приходится
второй по значимости ресурс жизнеобеспечения
населения (после заработной платы), величина которого составляет
в развитых странах порядка 20–30% ВВП.
Большинство стран Центральной и Восточной Европы
(включая Россию) в последние двадцать лет пытались использовать
отдельные элементы систем социальной защиты
(социальных инфраструктур отношений государства и общества),
основанные на моделях Бисмарка и Бевериджа, однако
зачастую оказались неготовы к их применению.
Кроме того, многие правительства стран с переходной экономикой,
по мнению западного исследователя Р. Макинтайра,
встав на путь быстрой и повсеместной либерализации цен, не
осуществляли адекватного вмешательства для стимулирования
экономического роста. Падение объемов производства и
доходов в странах с переходной экономикой в большей степени
объяснялось крахом совокупного спроса и, в частности, резким
снижением инвестиций. Ключом к экономическому возрождению
является стимулирование более высокого уровня инвестиций,
в том числе и в развитие человеческих ресурсов4
.
3
Лексин В.Н. Социальные обязательства государства и их исполнение. М.,
2000–2001, Лексин В.Н. Пространство власти и мир человека // Мир России.
2004, № 3, С. 41. Роик В.Д. Социальная политика времен отказа от патернализма
и иждивенчества // Человек и труд. 1997. № 2. Федотова В.Г. Социальное
государство и рынок // Свободная мысль — XXI, 2002, № 7, С. 78–94.
4
Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой
в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования,
2002, № 2.
7
Стр.7