Опыт философского осмысления ФН – 9/2016 МУДРОСТЬ СРЕДЫ: ИДЕИ Ф. <...> Биосемиотика как междисциплинарная область исследований в XX в. развивалась на перекрестке теории знаков, которую в философском плане одним из первых развивал Ч. <...> В данной статье ставится задача соединить, казалось бы, несоединимое: семиологию и структурную лингвистику Ф. де Соссюра (1857–1913), экологическую философию в духе постмодернизма Ф. <...> Гваттари (1930–1992) и теорию катастроф как, в сущности, математическую теорию (алгебраическую топологию) Р. <...> Название статьи навеяно понятием Феликса Гваттари (а также Арне Нэсса) «экософия». <...> Живые орга* Исследование выполнено в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) «Биосемиотика: рождение и развитие парадигмы», грант № 16-06-00522a. <...> 61 Опыт философского осмысления низмы, отдельные индивиды и коллективы людей обладают активностью, интенциональностью, избирательным отношением к стимулам, поступающим из окружающей среды. <...> «Ножницы восприятия» живого существа, как говорил Анри Бергсон, «вырезают» из всего разнообразия и великолепия окружающей среды только то, что имеет смысл и значимо для его жизни и активности. <...> Степень избирательности повышается с увеличением сложности живых существ, а для человека – с развитием его личности, для сетей коллективного разума – с их ростом и развитием и появлением узлов разного ранга. <...> Однако если утверждать, что сама среда активна, что она предоставляет возможности для деятельности живых организмов как когнитивных агентов и людей как биосоциальных субъектов, это уже не столь очевидно. <...> Вообще говоря, кое-что в этом отношении можно усмотреть уже у Аристотеля, в его представлении об активности формы и финализме. <...> Взаимная активность форм, создающих слаженный мир, определяет целесообразное и оптимальное его устройство и то, что ничего не делается в нем напрасно. <...> Среда не только строится от восприятия и действия познающего организма, она сама <...>