Аналитический обзор основных направлений модернизации физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в школе // Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. <...> Новые подходы к пониманию целей и задач физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в школе К числу важных задач физкультурно-спортивной работы в школе общепризнано относить физическое воспитание и физическую культуру школьников. <...> Вот две иллюстрации такого понимания: «Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей» [323, С. <...> В настоящее время, как правило, предусматривается, что физическое воспитание должно быть направлено на формирование (воспитание) у человека не только определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, но также глубоких знаний о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранения и укрепления здоровья, а также потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом. <...> Например, В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева термином «физическое воспитание» обозначают тот элемент обсуждаемой педагогической деятельности, который мы называем «физическим обучением» и который связан с обучением двигательным действиям, формированием и совершенствованием определенных физических качеств. <...> Поэтому как синонимы термина «физическая культура» (или вместо этого термина) нередко используются термины «соматическая культура», «телесная культура», «культура тела». <...> 5 Основные показатели физической культуры личности школьника: * отношение школьника к своему телу как к ценности; * характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную <...>
Аналитический_обзор_основных_направлений_модернизации_физического_воспитания_и_физкультурно-спортивной_работы_в_школе__Статья.pdf
1
Столяров В.И. Аналитический обзор основных направлений модернизации
физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в школе //
Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация
физического воспитания в общеобразовательной школе /под общ. ред. докт.
филос. наук, проф. В.И. Столярова. – М.: Научно-издательский центр «Теория и
практика физической культуры», 2009. – С. 11–125.
Раздел второй
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
Изложенные выше результаты социологического анализа свидетельствуют
о низком уровне удовлетворенности школьников, так и педагогов уровнем
организации физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в
школе. В последние годы практически во всех странах наблюдается критика
существующей системы школьного физического воспитания. Нередко говорится
даже о «всемирном кризисе физического воспитания в школах» [см., например:
688]. Вместе с тем, идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации
физического воспитания, физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных
школах, разрабатываются и внедряются в практику инновационные
проекты и программы. К сожалению, эта деятельность слабо изучается и
обобщается. Имеются аналитические обзоры по данной теме [10, 83, 84, 150,
190, 191, 205, 266, 277, 299, 300, 302-305, 411–413, 469, 470, 476, 688–692, 774,
793, 803]. Но они, как правило, весьма неполны, затрагивают лишь какие-то отдельные
аспекты, направления этой деятельности, не охватывают многих новых
программ, технологий и т.д.
С учетом этой ситуации в данном разделе предпринята попытка дать более
широкий аналитический обзор основных направлений модернизации физического
воспитания и физкультурно-спортивной работы в школе. Цель автора –
показать сложность этой задачи, многообразие предлагаемых проектов, программ,
технологий, а также дать читателю информацию о том, в каких отечественных
и зарубежных публикациях он может ознакомиться с ними более
подробно. Именно этим объясняются многочисленные ссылки в тексте на научные
публикации отечественных и зарубежных авторов по обсуждаемым проблемам.
Список этой литературы приведен в конце работы.
В данном параграфе используются материалы совместных работ В.И. Столярова и Н.В. Кудрявцевой
[Столяров В. И., Кудрявцева Н.В. , 1998а, б].
Стр.1
2
2.1. Новые подходы к пониманию целей и задач
физического воспитания, физкультурно-спортивной работы
в школе
К числу важных задач физкультурно-спортивной работы в школе общепризнано
относить физическое воспитание и физическую культуру школьников.
Отметим инновационные подходы в их понимании.
2.1.1. Концепции физического воспитания
и физической культуры школьников
В течение длительного времени физическое воспитание понималось как
целенаправленная деятельность по формированию физических качеств и двигательных
способностей человека. Вот две иллюстрации такого понимания:
«Физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным
действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий
направленное развитие базирующихся на них способностей» [323, С.
8]; «Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование
двигательных навыков и развитие специфических способностей
(скоростных, силовых, координационных, выносливости)» [567, С. 49].
В настоящее время, как правило, предусматривается, что физическое воспитание
должно быть направлено на формирование (воспитание) у человека не
только определенных физических качеств, жизненно необходимых двигательных
умений и навыков, но также глубоких знаний о своем организме, средствах
целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранения и укрепления
здоровья, а также потребности в здоровом образе жизни и физическом
совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Таким образом понимаемое физическое воспитание включает в себя три
компонента: 1) обучение двигательным действиям, формирования и совершенствования
физических качеств; 2) воспитание интересов, потребностей, ценностных
ориентаций, связанных с телесностью человека и процессом ее модификации
в нужном направлении; 3) формирование соответствующих знаний.
Чтобы четко фиксировать и не смешивать эти различные элементы структуры
физического воспитания целесообразно использовать определенные термины
для их обозначения. Один из вариантов, предложенный автором данной
работы, состоит в следующем: обучение двигательным действиям, формирование
и совершенствование определенных физических качеств обозначается термином
«физическое обучение»; формирование и совершенствование соответствующих
знаний – термином «физическое образование»; формирование и совершенствование
указанных интересов, потребностей, ценностных ориентаций
и т.п., – термином «физическое воспитание» (в данном случае этот термин понимается
в узком смысле слова). Для обозначения педагогической деятельности,
включающей в себя все эти компоненты, используется термин «физическое
воспитание», понимаемый в широком его значении [521].
При такой трактовке понятия «физическое воспитание» (в широком и узком
смыслах) учитывается принятое в философской, социологической и педагогической
литературе различение трех подсистем личности: информационной,
Стр.2