Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): Научно-методическое пособие для институтов и академий физической культуры (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК
Страниц355
ID543033
АннотацияОсновная цель работы – ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т.е. ее предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития. По всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и зарубежных публикаций. Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая трактовка широкого круга проблем этой науки. Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем социологии физической культуры и спорта. В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе и под его руководством проведен ряд международных социологических исследований в области физической культуры и спорта. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): Научно-методическое пособие для институтов и академий физической культуры / В.И. Столяров .— Москва : Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 2002 .— 355 с. — URL: https://rucont.ru/efd/543033 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (введение в проблематику и новая концепция) Москва 2002 Проблемный Совет РАО по физической культуре и спорту Российская государственная академия физической культуры Гуманитарный ЦентрСпАрт” СТОЛЯРОВ В.И. <...> СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (введение в проблематику и новая концепция) Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорту в качестве научнометодического пособия для вузов физической культуры Москва 2002 Столяров Владислав Иванович. <...> ISBN ……… Рецензенты: Быховская И.М. – доктор философских наук, профессор, РГАФК Новикова С.С. – доктор социологических наук, профессор, Московский государственный социальный университет Лубышева Л.И. – доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала “Теория и практика физической культуры”. <...> В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. <...> Процесс социализации и социокультурной модификации телесности человека (39). <...> Физические упражнения и физкультурная деятельность в системе различных форм двигательной активности (117). <...> Особенности авторской концепции объектной области социологии физической …………………………………. <...> Иллюстрация – проблема социальных функций спорта высших достижений и олимпийского движения (199). <...> Предмет социологии физической культуры и спорта …………. <...> Факторы, определяющие значение социологии физической культуры и спорта ………………………………………………………. <...> Во-первых, уже из названия интересующей нас науки казалось бы следует, что объектами ее исследования являются физическая культура и спорт. <...> По вопросу относительно объектной области социологии физической культуры и спорта в научной литературе высказываются самые различные точки зрения. <...> Эти различные подходы <...>
Социология_физической_культуры_и_спорта_(введение_в_проблематику_и_новая_концепция)_Научно-методическое_пособие_для_институтов_и_академий_физической_культуры.pdf
СТОЛЯРОВ В.И. СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (введение в проблематику и новая концепция) Москва 2002
Стр.1
Проблемный Совет РАО по физической культуре и спорту Российская государственная академия физической культуры Гуманитарный Центр “СпАрт” СТОЛЯРОВ В.И. СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (введение в проблематику и новая концепция) Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорту в качестве научнометодического пособия для вузов физической культуры Москва 2002
Стр.2
Столяров Владислав Иванович. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): Научно-методическое пособие для институтов и академий физической культуры. – М.: Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, 2002. – 346 с. ISBN ……… Рецензенты: Быховская И.М. – доктор философских наук, профессор, РГАФК Новикова С.С. – доктор социологических наук, профессор, Московский государственный социальный университет Лубышева Л.И. – доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала “Теория и практика физической культуры”. Основная цель работы – ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т.е. ее предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития. По всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и зарубежных публикаций. Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая трактовка широкого круга проблем этой науки. Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем социологии физической культуры и спорта. В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе и под его руководством проведен ряд международных социологических исследований в области физической культуры и спорта. УДК: ISBN ……… © В.И. Столяров
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. О чем эта книга (7). На кого рассчитана данная книга (8). I. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 1.1. Постановка проблемы и пути ее решения ……………………… С чем связана обсуждаемая проблема (9). Логико-методологические принципы введения и унификации понятий (14). Методология решения проблемы (15). Дискуссии о понятии “культура” и пути их разрешения (16). Ценностное отношение социального субъекта (20). Понятие культуры (25). Концепция гуманизма (27). Субкультура и панкультура (31). Органическое и неорганическое тело человека (33). Проблема отношения тела человека к миру социокультурных явлений (35). Физическое воспитание (36). Процесс социализации и социокультурной модификации телесности человека (39). Понятие, структура и основные показатели соматической культуры (42). Особенности и значение авторской концепции соматической культуры (46). 1.2.2. Спорт ………………………………………………………….. Игра (56). Соревнование (60). Спортивное соревнование (63). Другие компоненты спорта и его разновидности (72). Социальные движения, связанные со спортом (74). Спортивная культура и субкультура (75). Спортивное воспитание (84). Спортивно-гуманистическое воспитание (94). Олимпийское воспитание (108). 1.2.3.Физкультурная деятельность …………………………………. 111 Трудности и ошибки в решения проблемы (112). Физические упражнения и физкультурная деятельность в системе различных форм двигательной активности (117). Физкультурное воспитание и воспитание посредством физкультуры (119). 1.3. Особенности авторской концепции объектной области социологии физической ………………………………….. 1.4. О названии науки ………………………………………………….. 122 культуры и спорта 7 9 9 1.2. Объектная область социологии физической культуры и спорта 16 1.2.1. Соматическая культура……………………………………… 16 56 120
Стр.4
Резюме …………………………………………………………………… Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература…………… II. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА …………………… 123 125 1 126 2.1. Дискуссии о предмете и структуре социологии физической культуры и спорта …………………………………………………….. 126 2.2. Методология решения проблемы ………………………………. Методологические ошибки (139). Методологические принципы решения проблемы (141). 139 2.3. Исходные положения и понятийный аппарат социологического анализа …………………………………………………………………. 143 Общество и общественные явления (143). Поведение, социальная деятельность людей (143). Социальные связи и отношения (144). Мотивация социальных действий: потребности, интересы, мотивы, установки, субъективное отношение (145). Реальное отношение: вовлечение в деятельность, образ жизни (146). Социальный контроль (148). Социальный статус и социальная роль (149). Социальные общности (150). Социальные группы и групповая динамика (151). Социальные слои и социальная стратификация (152). Социальный институт и процесс институционализации (152). Социальная организация (154). Социальная система (155). Социальные процессы (156). Социологические законы (157). Синхронический и диахронический аспекты анализа (158). Эмпирический и теоретический уровни исследования (159). Цели и задачи социологического анализа (161). 2.4. Основные направления, проблематика и уровни социологического анализа объектов сферы физической культуры и спорта ….. 162 2.4.1. Определение социального статуса объекта ………………… 162 Обоснование социальности объекта и его характеристика как социального явления (162). Иллюстрация – проблема социального статуса олимпийского движения (166). 2.4.2. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей объекта с другими элементами социальной системы ………………………………………. Определение сходства и различия объектов (192). Иллюстрация – проблема взаимоотношения спорта и искусства (193). Изучение взаимосвязей объекта с другими социальными явлениями (197). Иллюстрация – проблема социальных функций спорта высших достижений и олимпийского движения (199). Проблемы отношения социального субъекта к объектам сферы физической культуры и спорта (209). Проблемы влияния сферы физической культуры и спорта на социального субъекта (215). Анализ места объектов сферы физической культуры и спорта в социуме (219). 192
Стр.5
2.4.3. Синхронический и диахронический анализ …………………… Правомерность синхронического и диахронического методов в социологическом исследовании физической культуры и спорта (219). Анализ функционирования и развития объектов сферы физической культуры и спорта (221). Антиисторизм в понимании соматической культуры и физкультурно-спортивной деятельности (223). 2.4.4. Эмпирический и теоретический уровни анализа ……………… 224 Необходимость эмпирического и теоретического уровней анализа в социологии физической культуры и спорта (224). Иллюстрации (224). Роль понятийного аппарата (228). 2.5. Предмет социологии физической культуры и спорта …………. Развернутая характеристика (229). Краткое определение (230). 229 2.6. Структура социологии физической культуры и спорта ………. 231 Резюме ……………………………………………………………………. Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература …………… 232 234 II. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СИСТЕМЕ НАУК ………………………………. 235 3.1. Место социологии физической культуры и спорта в системе “спортивных наук” …………………………………………………….. 235 Процесс дифференциации в сфере научного познания физической культуры и спорта (235). Процесс интеграции и его проявление в сфере научного познания физической культуры и спорта (237). Проблемы взаимоотношения социологии физической культуры и спорта с другими “спортивными науками” (238). 3.2. Место социологии физической культуры и спорта в структуре социологии ………………………………………………………………… 241 Социология физической культуры и спорта как частная социологическая теория (241). Проблемы взаимоотношения с другими социологическими дисциплинами (242). Резюме …………………………………………………………………….. Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература …………… IV. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ 247 248 КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ………………………………………………. 249 4.1. Факторы, определяющие значение социологии физической культуры и спорта ……………………………………………………….. 249 Важная роль социологии в современном мире (249). Социальная роль физической культуры и спорта в современном мире (249). Необходимость научно обоснованного управления социальными процессами в сфере физической культуры и спорта (251). 219
Стр.6
4.2. Теоретическое и практическое значение ………………………… Теоретическое значение (252). Практическая значимость (253). Проблемы использования в спортивной деятельности (255). Социология физической культуры и спорта как учебная дисциплина (257). 4.3. Социальные функции ………………………………………………. Социальные функции социологических дисциплин (258). Социальные функции социологии физической культуры и спорта (259). 4.4. Перспективы ………………………………………………………… Резюме …………………………………………………………………….. Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература …………… 5.1. Становление социологии физической культуры и спорта.. Исторические корни социологии физической культуры и спорта (263). Условия и причины выделения социологии физической культуры и спорта как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии (264). Условия и причины обособления социологии физической культуры и спорта от других “спортивных наук” (266). Роль Международного комитета социологии спорта в ее становлении (268). Основные публикации по проблемам социологии физической культуры и спорта в период ее становления (269). 5.2. Основные направления развития и современное состояние социологии физической культуры и спорта …………………………. Процессы “развития вширь и вглубь” науки и их проявление в социологии физической культуры и спорта (272). Развитие социологии физической культуры и спорта в нашей стране (276). Вклад отечественных ученых в социологию физической культуры и спорта (279). Оценка современного состояния социологии физической культуры и спорта (280). Резюме ……………………………………………………………………... Вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература ……………. 252 258 260 261 262 V. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ………………… 263 263 272 281 282 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….……. 283 БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………. 284
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ О чем эта книга. Главным предметом обсуждения в данной работе является социология физической культуры и спорта – относительно молодая наука, занимающая важное место в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте. Автор работы не претендует на систематическое и полное изложение социологии физической культуры и спорта. При написании работы ставились три тесно связанные между собой задачи. Первая задача – помочь читателю, который впервые сталкивается с социологией физической культуры и спорта, войти в мир этой новой для него науки, познакомиться с ней. Такое первое знакомство предполагает получение ответов как минимум на следующие вопросы: чтo (какие объекты) изучает социология физической культуры и спорта; какие проблемы она при этом ставит и пытается решить, т.е. что составляет специфический предмет ее изучения; какое место эта наука занимает в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, чем она отличается от других наук, каким образом связана с ними; когда, как и почему возникла социология физической культуры и спорта, как она развивалась, чем характеризуется современный этап ее развития; зачем нужна эта наука, какое теоретическое и практическое значение она имеет. Вторая задача – показать сложность и дискуссионный характер этих вопросов, наличие самых различных (и даже противоположных) подходов к ответу на них, а также дать читателю информацию о том, в каких отечественных и зарубежных публикациях он может более подробно познакомиться с этими различными мнениями, взглядами, концепциями. Именно этим объясняются многочисленные ссылки в тексте на научные публикации отечественных и зарубежных авторов по обсуждаемым проблемам и выдержки из этих публикаций. Список всей использованной литературы, включающий в себя более тысячи публикаций, приведен в конце работы. Третья задача – вынести на суд читателей ту оригинальную, авторскую концепцию социологии физической культуры и спорта (ее объекта, предмета и т.д.), которую автор развил и обосновал в ходе многолетнего теоретического анализа проблем этой науки.  Эти выдержки, а также примеры, иллюстрации к обсуждаемым проблемам печатаются мелким шрифтом. 7
Стр.8
На кого рассчитана данная книга. С учетом тех задач, которые решались при написании данной книги, она может представлять интерес для широкого круга читателей. Студентами, магистрантами, аспирантами, изучающими в институтах и академиях физической культуры курс социологии физической культуры и спорта, а также другими лицами, желающими познакомиться с этой наукой, данная книга может быть использована в качестве учебного пособия для того, чтобы освоить ее понятийный аппарат, разобраться в ее основных проблемах и уяснить значение их научного анализа. Для преподавателей социологии физической культуры и спорта, а также для тех, кто занят ее научной разработкой, данная работа может быть полезна в двух отношениях: во-первых, как своеобразная библиография отечественных и зарубежных публикаций по различным проблемам данной науки, и, во-вторых, для знакомства с ее оригинальной авторской концепцией. 8
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.