В этом номере мы публикуем одну из лекций курса о «Дон Кихоте» Сервантеса. <...> Полный курс смотрите на сайте academy.foma.ru Дон Кихот как образ Христа «Дон Кихот» воспринимается испанцами как главная книга в истории испанской литературы, а во всем мире — как один из важнейших Лектор: Виктор Симаков, кандидат филологических наук романов в истории литературы мировой. <...> Так получилось благодаря уникальным образам главных героев, которые создал Сервантес. <...> Дон Кихот — это один из первых патологических образов (то есть образов безумцев) в истории мировой литературы. <...> В романах XX века многие главные герои будут сумасшедшими, но эта традиция восходит именно к «Дон Кихоту». <...> И вместе с тем сумасшествие Дон Кихота сразу констатируется автором, а по мере чтения у нас возникает немало вопросов, потому что автор потихоньку «переворачивает» этот образ, развивает его и уводит читателя совсем в другую сторону. <...> Во втором томе Сервантес говорит: не сумасшедшие ли те герои, которые издеваются над благородным идальго? <...> Таким образом автор переворачивает свою изначальную установку: кто на самом деле безумен? <...> Главный ли герой, который видит в мире совсем не то, что есть на самом деле — или все те, кто не верят в его мечту и издеваются над рыцарем? <...> Парадоксальность образа главного героя вызвана самой манерой написания романа. <...> Мы можем сравнить это с тем, как работают современные писатели, которые чаще всего уже изначально знают, какой будет книга, то есть работают по заранее составленному плану. <...> Но во времена Сервантеса романы писались по-другому: автор пишет первую строчку, а дальше — как пойдет. <...> Более того, когда автор пишет первую главу, он не знает, куда приведет героя, допустим, в 30-й главе, и вообще, этот герой — что заметно у Сервантеса в первом томе — в определенный момент перестает быть главным, потому что автор забрасывает нас какими-то вставными новеллами. <...> Второй том «Дон Кихота» он вообще был вынужден написать потому <...>