2 УДК 378 Б 92 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический униврситет» Научный редактор: Л.В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор Рецензенты: М.И. Рожков, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Г.Е. Мураввьева, доктор педагогических наук, профессор Бурлакова Т.В. <...> ISBN 978-5-86229-125-4 В монографии представлена концепция индивидуализации профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе, рассмотрены методологические основания, выявлены закономерности и определены принципы индивидуализации. <...> Обоснован и охарактеризован вариативно - рефлексивный подход, отражающий стратегию индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей. <...> Концепция индивидуализации подготовки будущих учителей в вузе ………. <...> 119 3.4 Модель индивидуализации подготовки студентов и условия ее реализации в педагогическом вузе ……………………. <...> В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся, названа ожидаемым результатом реализации доктрины. <...> Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что идея индивидуализации отражена в философских, социологических, психологических и педагогических концепциях многих исследователей, начиная с глубокой древности. <...> История отечественной педагогики демонстрирует длительный путь становления феномена индивидуализации в России. <...> ). В ХХ веке, как всякая фундаментальная научная проблема, проблема индивидуализации получает решение на методологическом, теоретическом и экспериментальном уровне. <...> Методологическая основа научного понимания индивидуализации заложена в работах философов (М.С. Каган, И.И. Резвицкий, А.М. Эткинд и др.) <...> В диссертационных исследованиях Н.А. Асташкиной, Н.Н. Гордеевой <...>
Индивидуализация_профессиональной_подготовки_студентов_в_педагогическом_вузе_концептуальные_основы.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т.В. БУРЛАКОВА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Шуя 2008
Стр.1
ББК 74. 580. 2
УДК 378
Б 92
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский
государственный педагогический униврситет»
Научный редактор:
Л.В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор
Рецензенты:
М.И. Рожков, заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор педагогических наук, профессор
Г.Е. Мураввьева, доктор педагогических наук, профессор
Бурлакова Т.В.
Б 92
Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в
педагогическом вузе: концептуальные основы: монография [Текст]
/ Бурлакова Т.В. – Шуя: Весть, 2008. - 179 с.
ISBN 978-5-86229-125-4
В монографии представлена концепция индивидуализации профессиональной
подготовки студентов в педагогическом вузе, рассмотрены методологические
основания, выявлены закономерности и определены принципы индивидуализации.
Обоснован и охарактеризован вариативно - рефлексивный подход, отражающий
стратегию индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей.
Монография адресована специалистам в области дидактики, студентам,
аспирантам, преподавателям педагогических вузов.
ББК 74. 580. 2
ISBN 978-5-86229-125-4
© Т.В. Бурлакова, 2008
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008
2
Стр.2
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………… 4
Глава 1.Подготовка студентов - будущих учителей в вузе как педагогическая
проблема …………………………………………………. ………………………………7
1.1 Основные тенденции развития высшего профессионального
образования………………………………………………………………………………...7
1.2 Становление и развитие понятийного аппарата проблемы подготовки
педагогических кадров ……………………………………………………………...22
1.3 Современные подходы к профессиональной подготовке в педагогическом вузе
…………………………………………………….. …………………. ……………...37
Глава 2. Историко-педагогический анализ процесса индивидуализации
….………………………………………………………………………………………….50
2.1 Становление индивидуализации в истории российской педагогики
…..…………………………………………………………………………………………50
2.2 Эволюция научных представлений об индивидуализации в истории зарубежной
педагогики …………………………………………………………………… ………….65
2.3 Современное состояние
…………..…………………………………………………………………………………80
Глава 3. Концепция индивидуализации подготовки будущих учителей в вузе
………..……………………………………………………………………………………95
3.1 Категории «личность», «индивидуальность» и «индивидуальный стиль
деятельности» в современных психолого-педагогических учениях ………………...95
3.2 Сущность понятия «индивидуализация подготовки будущего учителя»
….………………………………………………………………………………………...110
3.3 Вариативно-рефлексивный подход как методологическая основа
индивидуализации подготовки педагогических кадров в вузе……………………...119
3.4 Модель индивидуализации подготовки студентов и условия ее реализации в
педагогическом вузе …………………….………………………………..……………137
Заключение…………..………………………………………………………………….157
Библиография ….…………….……………………………………………………. …160
решения проблемы индивидуализации обучения
3
Стр.3