Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики: содержание, оценка, управление: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПахтусова М. Ю.
АвторыПластинин А. В.
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц148
ID531059
АннотацияПроблема управления инвестиционной привлекательностью по мере развития в России рыночной экономики с каждым годом становится все более актуальной как для страны в целом, так и для отдельных регионов, отраслей и крупных корпораций. В монографии рассмотрены содержание категории «инвестиционная привлекательность», методологические подходы решения проблемы ее оценки применительно к лесному сектору экономики Архангельской области и ее отдельных лесных регионов. Уделено внимание механизмам управления и повышения инвестиционной привлекательности лесной отрасли в рамках реализации региональной программы ее развития.
Кому рекомендованоМонография может быть рекомендована в качестве дополнительной литературы для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», будет интересна собственникам и менеджерам лесной отрасли, работникам региональных органов управления
ISBN978-5-261-00646-6
Пахтусова, М.Ю. Инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики: содержание, оценка, управление: монография / А.В. Пластинин; М.Ю. Пахтусова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2012 .— 148 с. — ISBN 978-5-261-00646-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/531059 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Преодоление бюрократии возможно только на основе создания новых условий оценки человеческого капитала менеджеров, установления приоритета результатов над функциональными действиями, исключения недооценки российских инвестиционных проектов инвесторами, ошибочного отклонения многих выгодных проектов как неэффективных из-за несоответствия стандартов оценки процессам развития и роста эффективности современных реальных производств, особенно в области создания инновационных продуктов и услуг. <...> Лесная промышленность является достаточно капиталоемкой и сильно зависящей от качества и объема сырьевой базы, которая находится в государственной собственности; поэтому государственное регулирование играет важную роль в ее развитии. <...> Основным документом, описывающим такое взаимодействие, и является программа развития регионального лесного сектора, которая, для того чтобы быть эффективной, должна содержать сопоставимую информацию как для государственного, так и частного секторов, критерии оценки эффективности описываемых мероприятий программы и должна дать ответ на вопросы, связанные с необходимыми объемами инвестиций, возможными источниками финансирования. <...> Одним из основных результатов применения такой программы является повышение информированности всех уровней управления, собственников и управляющих субъектов хозяйственной деятельности о состоянии и развитии социально-экономических процессов в отрасли и регионе, о текущей и перспективной ситуации, в том числе и в территориальном разрезе, о критериях инвестиционно-инновационной привлекательности проектов, предполагаемых для участия в отраслевой программе развития, и возможной бюджетной поддержке. <...> 4 Разработка программы инновационного развития лесного сектора на основе системы сбалансированных показателей оценки инвестиционно-инновационной привлекательности представляет собой актуальную задачу, решение которой <...>
Инвестиционная_привлекательность_лесного_сектора_экономики_содержание,_оценка,_управление_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» М.Ю. Пахтусова, А.В. Пластинин ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СОДЕРЖАНИЕ, ОЦЕНКА, УПРАВЛЕНИЕ МОНОГРАФИЯ Архангельск ИПЦ САФУ 2012 1
Стр.1
УДК 330.332.5 ББК 65.23.65. 304.18 П21 Рецензенты: М.Д. Каргополов, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой экономики САФУ им. М.В. Ломоносова; Е.А. Михайловский, министр экономического развития Архангельской области Пахтусова, М.Ю. П21 Инвестиционная привлекательность лесного сектора экономики: содержание, оценка, управление: монография / М.Ю. Пахтусова, А.В. Пластинин; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. – 148 с. ISBN 978-5-261-00646-6 Проблема управления инвестиционной привлекательностью по мере развития в России рыночной экономики с каждым годом становится все более актуальной как для страны в целом, так и для отдельных регионов, отраслей и крупных корпораций. В монографии рассмотрены содержание категории «инвестиционная привлекательность», методологические подходы решения проблемы ее оценки применительно к лесному сектору экономики Архангельской области и ее отдельных лесных регионов. Уделено внимание механизмам управления и повышения инвестиционной привлекательности лесной отрасли в рамках реализации региональной программы ее развития. Монография может быть рекомендована в качестве дополнительной литературы для студентов и аспирантов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», будет интересна собственникам и менеджерам лесной отрасли, работникам региональных органов управления. УДК 330.332.5 ББК 65.23.65.304.18 ISBN 978-5-261-00646-6 © Пахтусова М.Ю., Пластинин А.В., 2012 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2012 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Одной из тенденций развития лесного сектора экономики является децентрализация хозяйственной жизни, когда прин0ятие управленческих решений смещается на региональный и муниципальный уровень, и поэтому качество реализуемых инвестиционных решений во многом зависит от технологии принятия управленческих решений, особенно их стратегического характера. Так как стратегические управленческие решения имеют высокую степень неопределенности, то в отношении их механизм принятия решения должен основываться не только на результатах, сложившихся на момент принятия решения, но и ориентироваться на результаты, которые должны быть получены в перспективе при согласовании с общей инновационной, инвестиционной и промышленной политикой России. Рост мощностей и конкурентоспособности лесного сектора и экономики региона в целом могут быть достигнуты за счет повышения инвестиционной активности, темпов инноваций, высокой отдачи инвестиций. Основными барьерами становления конкурентоспособной отрасли являются: - бюрократия в системах управления, включая регулирование инвестиционных потоков, сфокусированное исключительно на финансовых операциях. Преодоление бюрократии возможно только на основе создания новых условий оценки человеческого капитала менеджеров, установления приоритета результатов над функциональными действиями, исключения недооценки российских инвестиционных проектов инвесторами, ошибочного отклонения многих выгодных проектов как неэффективных из-за несоответствия стандартов оценки процессам развития и роста эффективности современных реальных производств, особенно в области создания инновационных продуктов и услуг. Применяемая оценка эффективности часто не соответствует инновационному характеру мировой экономики, в значительной мере способствует развитию отраслевых кризисов и кризисов на мировых финансовых рынках; - слабое распространение современных методов менеджмента проектов в отраслях, что ведет к низкой инновационной активности, снижает конкурентоспособность компаний, отрасли и региона в целом; 3
Стр.3
- низкое качество инфраструктуры инвестиционной деятельности в России и в лесном секторе в частности, включающей государственную политику реального стимулирования притока прямых инвестиций и внутренние правила взаимодействия менеджмента компаний с инвесторами. Лесная промышленность является достаточно капиталоемкой и сильно зависящей от качества и объема сырьевой базы, которая находится в государственной собственности; поэтому государственное регулирование играет важную роль в ее развитии. Одним из видов прямого регулирования отрасли является разработка отраслевых программ развития, в состав которых входят инвестиционные проекты, объединенные общей стратегической целью и соответствующие государственной промышленной политике. Граница между государственными и частными интересами определяется финансовыми возможностями частных компаний и величиной возможных рисков. Чтобы снизить уровень рисков и обеспечить необходимый уровень финансирования, государству и частному сектору следует кооперироваться в решении общих задач развития отрасли. Основным документом, описывающим такое взаимодействие, и является программа развития регионального лесного сектора, которая, для того чтобы быть эффективной, должна содержать сопоставимую информацию как для государственного, так и частного секторов, критерии оценки эффективности описываемых мероприятий программы и должна дать ответ на вопросы, связанные с необходимыми объемами инвестиций, возможными источниками финансирования. Одним из основных результатов применения такой программы является повышение информированности всех уровней управления, собственников и управляющих субъектов хозяйственной деятельности о состоянии и развитии социально-экономических процессов в отрасли и регионе, о текущей и перспективной ситуации, в том числе и в территориальном разрезе, о критериях инвестиционно-инновационной привлекательности проектов, предполагаемых для участия в отраслевой программе развития, и возможной бюджетной поддержке. Необходимо существенно повысить роль предплановых разработок программных документов, которые по своему характеру должны приблизиться к научному исследованию. 4
Стр.4
Разработка программы инновационного развития лесного сектора на основе системы сбалансированных показателей оценки инвестиционно-инновационной привлекательности представляет собой актуальную задачу, решение которой имеет как теоретическое, так и практическое значение. Она предполагает формализацию целей заинтересованных сторон в виде стратегической карты, применение которой позволяет не только качественно проводить оценку с учетом интересов участников бизнеса, но и управлять доступными ресурсами для достижения целей лесного сектора и социально-экономических целей региона в целом. Объектом исследования стал региональный лесной сектор – важнейшая составляющая экономики Архангельской области. Предметом исследования – экономические отношения, возникающие в процессе оценки и управления инвестиционной привлекательностью лесного сектора Архангельской области. Основная цель данной работы заключается в исследовании состояния, оценке и выявлении факторов инвестиционно-инновационной привлекательности лесного сектора Архангельской области, а также разработке методических и практических положений по оценке и формированию его инвестиционной привлекательности с целью повышения конкурентоспособности региона. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи исследования: 1. Оценка состояния и роли лесного сектора в социальноэкономическом укладе Архангельской области; 2. Анализ опыта разработки и реализации региональных лесных программ Архангельской области; 3. Обоснование системы ключевых показателей инвестиционно-инновационной привлекательности регионального лесного сектора; 4. Демонстрация соотношения компонентов отраслевой эффективности посредством причинно-следственных связей ключевых показателей эффективности; 5. Разработка методики прогнозирования показателей, характеризующих развитие лесного сектора Архангельской области; 6. Оценка инвестиционно-инновационной привлекательности лесных отраслей районов Архангельской области; 5
Стр.5
7. Разработка макета программы повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора. Методологической базой исследования являются: в области экономических взаимоотношений в лесном секторе работы В.К. Антонова, Н.М. Большакова, Н.А. Бурдина, М.Д. Каргополова, М.И. Кныша, Н.И. Кожухова, В.А. Кондратюка, П.М. Коробова, В.Е. Леванова, Н.А. Медведева, Н.А. Моисеева, Н.А. Мурашкина, В.Н. Петрова, А.П. Петрова, Н.Б. Пинягиной, Е.С. Романова, С.В. Степанова, М.В. Тацюна и др.; в области региональной экономики работы Л.И. Абалкина, А.Г. Гранберга, Г. Клейнера, Н.Д. Кондратьева, В.Н. Лаженцева, В.В. Леонтьева, Ю.П. Морозова, А.А. Петросова, Б.А. Разберга, Ю.В. Савельева, С.Л. Садова, А.И. Татаркина, В.Э. Тоскуниной, А.И. Шишкина и др.; в области инвестиционной привлекательности и оценки экономической эффективности инвестиций работы И. Бланка, А.С. Волкова, А.В. Воронцовского, В.В. Ковалева, Н.И. Лахметкиной, Д.С. Львова, Н.Л. Маренкова, В.В. Неудачина, М.И. Римера, В.В. Степановой, А.И. Стешина, Т.В. Тепловой, У.Ф. Шарпа и др.; в области стратегического прогнозирования и учета работы зарубежных авторов – М. Алле, Р. Каплана, Д. Нортона, П. Пирса, М. Портера, Г. Тейла, Х. Брюйна и др. В процессе исследования были учтены конкретный опыт разработки А.П. Петровым и Н.А. Бурдиным системы показателей эффективности предприятий лесного комплекса, метод оценки макроэкономических прогнозов Г. Тейла, метод сбалансированных показателей и алгоритм разработки стратегической карты Р. Нортона и Д. Каплана. Следует отметить, что многие работы перечисленных авторов выполнялись в условиях плановой или периода «перестройки» экономики отраслей. Отечественные авторы, изучающие принципы функционирования региональной экономики, если и рассматривали вопросы, связанные с использованием программноцелевого метода в планировании развития отрасли и территории, то без изучения принципов разработки критериев оценки и показателей инвестиционной и инновационной привлекательности мероприятий программ развития. Зарубежные авторы, изучающие во6
Стр.6
просы эффективности и разработки критериев оценки, не учитывали российские условия развития отраслей промышленности. В экономической литературе последних лет представлены научные разработки по различным аспектам совершенствования механизма управления отраслями экономики в условиях перехода к рынку. Но в основном рассматриваются вопросы, связанные с методиками прогнозирования и планирования экономических процессов, корректировкой методик советского периода, адаптацией зарубежного опыта к российской экономике. Вместе с тем наблюдается слабый интерес специалистов и научных работников к процессам контроля исполнения запланированных мероприятий, что, по большому счету, связано с использованием устаревших методик и технологий оценки эффективности, рассчитанных на краткосрочные финансовые эффекты. Механизм оценки и управления инвестиционно-инновационной привлекательностью лесного сектора определяется как совокупность форм, методов и инструментов реализации контрольной функции отраслевого управления с целью создания экономической базы повышения эффективности разработки программ развития отрасли, информационной обеспеченности различных уровней отраслевого и регионального управления и внедрения общей методики для повышения качества мониторинга отраслевого развития в свете инновационной и промышленной политики государства и выполнения стратегии развития России на десятилетний период и достижения стратегический целей – повышения конкурентоспособности российского продукта и ускорения процесса накопления инновационного потенциала [8, 13]. Информационную базу исследования составили данные органов статистики, информационные сборники, данные ежемесячного мониторинга лесного департамента области, отчеты и прогнозы местных органов власти по социально-экономическому положению и развитию региона и отрасли, документы органов государственного, регионального и местного управления по вопросам отраслевого управления, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Архангельской области. 7
Стр.7
Оглавление Введение............................................................................................ 3 1. Теоретические и методологические основы инвестиционной привлекательности отрасли....................................................... 8 1.1. Инвестиционная привлекательность отрасли как фактор конкурентоспособности региона ...........................................8 1.2. Подходы к оценке инветиционной привлекательности ..... 12 1.3. Методы и инструменты оценки и управления инвестиционно-инновационной привлекательностью отрасли в рамках региона .................................................... 18 2. Оценка инвестиционной привлекательности лесного сектора Архангельской области............................................... 23 2.1. Оценка современного состояния и роли лесного сектора в социально-экономическом укладе Архангельской области ................................................................................. 23 2.2. Задачи оценки и управления инвестиционно-инновационной привлекательностью лесного сектора .......................... 34 2.3. Методический подход к оценке инвестиционно-инновационной привлекательности лесной промышленности...... 37 2.4. Оценка инвестиционной привлекательности отраслей лесного сектора районов Архангельской области .............. 46 3. Управление инвестиционной привлекательностью регионального лесного сектора на основе программноцелевого метода........................................................................... 51 3.1. Программно-целевой метод стратегического планирования отрасли........................................................................... 51 3.2. Опыт разработки и критический анализ программ развития лесного сектора Архангельской области ...................... 57 3.3. Инвестиционная стратегия развития лесного сектора Архангельской области........................................................ 81 3.4. Формирование программы развития лесного сектора Архангельской области на 2012–2016 гг............................. 95 3.5. Организационно-экономический механизм инвестиционной деятельности в рамках программы развития лесного сектора Архангельской области........................... 104 Заключение................................................................................... 108 Список используемой литературы............................................ 113 Приложения.................................................................................. 117 148
Стр.148

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.