УДК 420 (045) КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРЫ В АФРОАМЕРИКАНСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ДИСКУРСЕ Е. В. <...> Шустрова Уральский государственный педагогический университет В статье рассматриваются проблемы дискурс-анализа с позиций когнитивной лингвистики. <...> Основное внимание уделено особенностям формирования афроамериканского художественного дискурса. <...> В статье представлен обзор концептуальных метафор, функционировавших в афроамериканской литературе на разных этапах ее существования. <...> Когнитивная значимость метафор “определяется их способностью переструктурирования или вообще введением каких-либо структур в новые содержательные области. <...> Важность дискурса как объекта лингвистического описания подчеркивалась неоднократно. <...> Исследования часто базируются на идиостиле одного автора. <...> В таких публикациях анализируются речевые (как правило, морфологические и синтаксические) особенности, определяется значимость писателя в социальной и исторической парадигме, его отношение к диаспоре и расовым проблемам, дается жизнеописание, приводятся основные этапы творчества, перечисляются произведения. <...> Все вышесказанное в равной мере относится и к афроамериканскому литературному дискурсу и прежде чем перейти к описанию определенных особенностей метафорического моделирования, присущих афроамериканской литературе на разных этапах ее существования, попытаемся обозначить наше понимание основных отличий, существующих между “белым” и “черным” англоязычным дискурсом, поскольку “метафора — вымысел, интрига языка — отлично вписывается в существующие культурные и текстовые парадигмы и не должна рассматриваться в отрыве от других речевых экспликаций особых когнитивных механизмов” [11, Ч. <...> По свидетельству антропологов, “во многих мифах американских индейцев человек — только частичка мира. <...> Напротив, в верованиях афроамериканской диаспоры сохраняются многие исходные черты язычества — наследие <...>