Д.В.Григорович. Петербургские шарманщики
Рассказ
----------------------------------------------------------------------Григорович
Д.В. Избранное. Вступит. статья В.Мещерякова.
М., "Худож. лит.", 1976. 527 с.
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru, http://zmiy.da.ru), 19.08.2004
----------------------------------------------------------------------Сборник
содержит произведения, отражающие основные этапы творческого
пути Д.В.Григоровича: его участие в некрасовском альманахе "Физиология
Петербурга", ставшем манифестом "натуральной школы"; интерес к социальным и
психологическим процессам в крепостной деревне ("Антон-Горемыка"); широкое
изображение народной жизни середины прошлого века в романе "Рыбаки".
Сборнику предпослана статья о жизни и творчестве Григоровича.
I
Вступление
Взгляните на этого человека, медленно переступающего по тротуару;
всмотритесь внимательнее во всю его фигуру. Разодранный картуз, из-под
которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль черные волосы, падающие
на худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф,
небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги
и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, - все это
составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников -
шарманщика. В особенности наблюдайте за ним на улице: левая рука его с
трудом вертит медную ручку, прикрепленную к одной из сторон органа; звуки то
заунывные, то веселые вырываются из инструмента, оглашая улицу, между тем
как взоры хозяина внимательно устремлены на окна домов; он прислушивается к
малейшему крику, зову, и едва встречает приветливый взгляд, как тотчас
ставит свою шарманку и начинает играть лучшую пьесу своего репертуара.
Каждый раз, как которая-нибудь из труб, позабыв уважение к человеческим
ушам, запищит неестественно и нескладно, - посмотрите, как старательно
завертит он рукою, думая тем загладить недостатки пискливого своего
инструмента и не возбудить в слухе вашем неприятного ощущения. Форточка
отворяется, пятак или грош, завернутый в бумажку, падает к ногам его в
награду за труды; но часто, весьма часто, истощив напрасно свой репертуар,
он медленно удаляется, грустный, унылый, не произнося ни жалобы, ни ропота.
Он уж давно привык к такой жизни. Какая бы на улице ни стояла погода,
знойный жар, дождь, трескучий мороз, вы его увидите в том же костюме, с тою
же шарманкою на спине - и все для того, чтоб получить медный грош, а иногда
и
"надлежащее распеканье"
от дворника,
присланного каким-нибудь
регистратором, вернувшимся из департамента и после сытного обеда
расположившимся лихо всхрапнуть. Часто шарманка кормит целое семейство, и
тогда можете себе представить, сколько ужасных чувств волнуют горемыку при
каждом тщетном покушении растрогать большею частию несострадательную к нему
публику. Из всех ремесл, из всех возможных способов, употребляемых народом
для добывания хлеба, самое жалкое, самое неопределенное есть ремесло
шарманщика. Нет ремесленника, который приобретал бы копейку, не имея в виду
явного барыша: полунищая баба в грязном салопе, покрытом заплатками сверху
донизу, продающая на Сенной площади вареный картофель, прикрываемый, для
сохранения в нем надлежащей теплоты, известным способом, то есть без помощи
чего-нибудь постороннего, кроме тряпья, составляющего ее исподнее платье, -
приглашая гг. инвалидов и мужиков "на картофель, на горячий, служба, служба!
на карто, на карто... кавалер, на горячий, на карто, на карто..." - и та
даже совершенно уверена, что вернется домой с доброю краюхой хлеба,
достаточной величины, чтобы накормить двух-трех пострелят мужеского или
женского пола, что очень часто трудно бывает разобрать, если судить по одной
одежде. Шарманщик же, спускаясь из-под кровли пятиэтажного дома или
подымаясь из своего подвала, редко бывает уверен, доставит ли ему скудный
его промысел кусок хлеба, соберет ли он столько денег, чтобы в конце месяца
заплатить за квартиру - большею частию угол, нанимаемый им у той же торговки
картофелем, которая за неисправный платеж будет вправе прогнать его со
двора. Вникнув хорошенько в нравственную сторону этого человека, находишь,
Стр.1