2007, ¹ 1 ЖАНР “ХОЖЕНИЯ” В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ (ПОВЕСТЬ И. С. <...> ШМЕЛЕВА “БОГОМОЛЬЕ”) © 2007 О.С. Мерцалова Орловский государственный университет Литература религиозной тематики всегда вызывала интерес у писателей разных эпох, т. к. в ней “находятся корни русского самосознания и раскрываются особенности национального характера” [7]. <...> Зайцев считает, что единство веры укрепляет “растекающиеся массы” и идеализирует прошлое. <...> Так, для православия древнерусское государство становится эталоном правильной жизни. <...> Этот же мотив подхватывает эмигрантская литература, превращая в христианское сказочное царство Россию дореволюционного времени. <...> говорит о такой особенности в творчестве И. С. Шмелева, как восприятие России в образе тридевятого царства, где нет несправедливости и зла. <...> В повести “Богомолье” писатель вновь обращается к мифу о Святой Руси. <...> “Происходит восстановление идеализации православного государства, – считает исследователь, – где все живут побожески и поэтому счастливы” [7, 89]. <...> . Вырваться из обыденности, увидеть своими глазами святое, прикоснуться к благодати и очиститься – вот к чему стремится одна из сторон человеческой души. <...> Подобная мысль рассматривается художниками слова XX в. и имеет место в воспоминаниях писателей-эмигрантов, например, у И. С. Шмелева. <...> Голованева отмечает сознательную “богоприверженность” И. С. Шмелева, что выражается в “насыщенности его произведений религиозными мотивами, символами, в наличии связей с древнерусской литературой” [1]. <...> В данной статье мы проследим основные черты средневекового жанра “хожения” в повести И. С. Шмелева “Богомолье”. <...> 74 Особенностями средневекового миросозерцания определяется разработанная система жанров, которая преследует практическую цель – нравственное воспитание людей. <...> Вместе с христианством Древняя Русь перенимает и ту систему жанров, что была разработана в Византии. <...> “Память, а не познание есть основная творческая <...>