2007, ¹ 1 КОНЦЕПТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ СОЗНАНИИ (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) © 2007 М.М. Иванова Воронежский государственный университет С целью выявления когнитивных признаков концепта “предприниматель” были использованы различные экспериментальные методики. <...> Проведены свободный и направленный ассоциативные эксперименты со словом-стимулом предприниматель, в результате которых были получены реакции испытуемых, позволившие сформулировать ряд когнитивных признаков исследуемого концепта. <...> Был также проведен эксперимент методом свободных дефиниций, в котором испытуемым предлагалось дать определение слову “предприниматель”. <...> Также была использована методика Бендикса, когда респондентам предлагалось сравнить два близких по значению слова: предприниматель / бизнесмен, предприниматель / делец, предприниматель / толстосум. <...> Рецептивные эксперименты дали обширный материал для дальнейшего исследования. <...> Участниками экспериментов явились студенты Воронежского государственного университета ряда факультетов: филологического, исторического, математического, экономического; преподаватели Воронежского государственного университета различных специальностей; инженеры, врачи, торговые работники разнообразных предприятий и учреждений города Воронежа. <...> РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА После обработки результатов всех экспериментов было выявлено 733 семантических компонента лексемы “предприниматель”. <...> Количе50 ство выявленных семантических компонентов превышает число участников экспериментов (687), так как один испытуемый мог назвать несколько признаков (сем). <...> После когнитивной интерпретации полученных материалов (объединения отдельных сем в когнитивные признаки, см. <...> ) был получен список когнитивных признаков концепта “предприниматель”. <...> Обозначим проведенные эксперименты цифрами: эксперимент методом свободных дефиниций – выборка 1; эксперименты по методике <...>