УДК 373.167.1:7.03+7.03(075.3)
ББК 85.103я721
С60
и общественной (заключение РКС № 539-ОЭ от 19.12.2016 г.)
экспертиз.
На учебник получены положительные заключения
научной (заключение РАО № 1194 от 18.11.2016 г.),
педагогической (заключение РАО № 1085 от 21.11.2016 г.)
C60
Солодовников, Юрий Алексеевич.
Мировая художественная культура : 10-й класс : учебник /
Ю. А. Солодовников. — 6-е изд., стер. — Москва : Просвещение,
2024. — 255, [1] с. : ил.
ISBN 978-5-09-115321-7.
Учебник раскрывает закономерности развития мировой художественной
культуры от зарождения её в первобытном обществе до эпохи Возрождения
и рассматривает выдающиеся произведения различных видов
искусства, созданные в странах Европы, Азии, Африки, Центральной Америки
и России. Центральное место в нём занимает выявление сходства и
различий в художественно-образном строе произведений искусства и отображение
в них картины мира, духовно-нравственных исканий, ценностей
и идеалов человека конкретной эпохи. Соответственно требованиям ФГОС
среднего (полного) общего образования учебник содержит вариативные
задания для самостоятельной работы учащихся, ориентирующие на использование
компьютерных технологий, закладывающие основы реализации
проектно-исследовательской деятельности, а также помогающие организовать
и планировать учебное сотрудничество и согласованное взаимодействие
участников. Учебник включает опорные наглядные конспекты и справочные
материалы.
УДК 373.167.1:7.03+7.03(075.3)
ББК 85.103я721
ISBN 978-5-09-115321-7
© АО «Издательство «Просвещение», 2019
© Художественное оформление.
АО «Издательство «Просвещение», 2019
Все права защищены
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.3
251
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Раздел I
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
И ДРЕВНЕГО МИРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ПОЗНАНИЕ МИРА
§ 1. ЖИЗНЬ вместе с природой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Хронология первобытного общества. • Образ жизни, воззрения и верования
первобытного человека. • Древнейшие памятники его жизненнопрактической
деятельности на территориях современных стран мира и
России. Становление искусства. • От освоения мира к его познанию.
• Образ человека дописьменной эпохи (взгляд из XX в.).
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
§ 2. В бассейнах великих рек Хуанхэ, Инд и Ганг . . . . 14
Цивилизация Древнего Китая в Восточной Азии и хронологические рамки
её развития. • Отношение древних китайцев к природе и их мифологические
представления в памятниках культуры. Культ предков и приверженность
традиции. • Великая Китайская стена и терракотовая армия.
Древние книги Китая. • Цивилизация Древней Индии в Южной Азии.
Строительное искусство и мелкая пластика древней Хараппы и Мохенджо-Даро.
• Ведические представления древних индийцев. • Законы мироздания
в мифологии Тримурти. • Образ земледельца и картина миротворения
в древнейших памятниках литературы Китая и Индии.
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§ 3. Между Тигром и Евфратом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Древнейшие цивилизации Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии в Месопотамии.
Образ жизни их населения и хронологические рамки существования
городов-государств и военных империй. • Архитектурные сооружения,
монументальная и портретная скульптура государств Месопотамии.
• Первая поэма древности «О всё видавшем…». • Сюжеты поэмы и образы
главных героев.
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
§ 4. Земля Возлюбленная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Цивилизация Древнего Египта в Северо-Восточной Африке. Нил и крупнейшие
города. • Мемфисская и Фиванская триады богов. • Великая девятка
(Эннеада). Гелиопольская версия сотворения мира. • Исторические
рамки древнеегипетской цивилизации. • Мифологические представления
древних египтян, идеи водной стихии и Солнца. • Картина мира в мифологических
сказаниях. Образы природы и жизни древних египтян
в поэзии и изобразительном искусстве.
Задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
§ 5. Храм и космос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Мифологическая версия происхождения древнеегипетского храма. • Фараоны-строители.
• Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Храм Гора
в Эдфу. • Архитектурная конструкция храма. Древнеегипетская колонна.
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.252
252
Картина мира в образном строе древнеегипетского храма. • Фараон Эхнатон
— реформатор из Эль-Амарны. Культ единого бога Атона. • Обновление
архитектурного облика древнеегипетского храма и идейно-художественного
содержания гимна.
Задания ............................................................ 46
§ 6. Подготовка к вечности ................................... 47
Жизнь и смерть в мировоззрении древнего египтянина. Миф об Осирисе.
• Погребальные сооружения Древнего Египта — пирамиды и скальные
гробницы. Фрески в Бени-Гасане. • Мумификация тела, обряд «отверзание
уст». • Суд Осириса. «Книга мёртвых». • Отношение древнего египтянина
к жизни и смерти в памятниках древнеегипетской литературы «Книга
мёртвых» и «Песнь арфиста».
Задания ............................................................ 54
§ 7. Детство человечества ..................................... 55
У истоков культуры Древней Греции. Природа и образ жизни населения
в бассейне Эгейского моря в Восточном Средиземноморье. • Мифы и
реалии в жизни и искусстве. Гора Олимп. • Особенности минойской и
микенской цивилизаций. Остров Крит. Кносский дворец. Тиринф. Микены.
Троя. Археологические и литературные свидетельства крито-микенской
культуры. Троянский цикл древнегреческих мифов. История и миф.
• Поэма Гомера «Илиада». Характеры героев и духовно-нравственный
мир человека в гомеровском эпосе.
Задания ............................................................ 64
§ 8. Вершина греческой классики .......................... 65
Города-государства материковой Греции и распространение древнегреческой
культуры в колониях на территориях вокруг Чёрного и Средиземного
морей. • Скульптура и архитектура периода архаики. • Возвышение
Афин в годы правления Перикла. Скульптура и архитектура периода классики.
Синтез искусств. Парфенон.
Задания ............................................................ 72
§ 9. «Прометей прикованный» ............................... 73
Происхождение древнегреческой драмы и театра. Хор, актёр и зрители.
Устройство театра и его архитектура. • «Отцы греческого театра». Эсхил
и его тетралогия о Прометее. • «Прометей прикованный»: содержание,
характеры героев и их образы. Монолог Прометея. • Прометеев дар. Духовно-нравственный
мир главного героя трагедии.
Задания ............................................................ 79
§ 10. Римский феномен ........................................ 80
У истоков цивилизации Древнего Рима. Этрурия — историческая местность
в Средней Италии в Восточном Средиземноморье и её население.
Искусство этрусков и греческая культура до завоевания Римом. • Основание
Рима и царский период в его истории. Тарквиний Гордый. Республиканский
Рим. Своеобразие его архитектуры и искусства. • Рим императорский.
• «Хлеба и зрелищ!». • Римский портрет и эпоха «солдатских
императоров».
Задания ............................................................ 86
§ 11. Конец Древнего мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Начало упадка древнейших цивилизаций Востока и Восточного Средиземноморья.
Походы на Восток Александра Македонского. Эллинизм
в странах Восточного Средиземноморья. Сплав греческой и местных восточных
культур. Эллинизм в Древней Греции. Пергамский алтарь. • Позд.
©
АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.253
253
ний Рим. Появление христиан на территории Рима. Победа христианской
идеологии над язычеством. Падение Рима.
Задания ............................................................ 93
§ 12. Несостоявшийся диалог ................................ 94
Открытие Америки в XVI в. Географическое положение Мезоамерики,
природа и образ жизни древних индейцев. • Картина мира в мифологии
древних индейцев, их календарь. Пирамиды и жертвоприношения.
• Вторжение испанских конкистадоров и гибель цивилизации древних
индейцев. • Высоты духа.
Задания ............................................................ 101
Подведи итоги ................................................... 102
Контрольные и творческие задания (по выбору) ............ 103
Общешкольный научно-практический семинар «Портрет
эпохи» ................................................................ 105
Круглый стол «Художественное наследие Древней Греции
в мировой художественной культуре» .......................... 108
Раздел II
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
СРЕДНИХ ВЕКОВ
И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ....................................... 109
ПОЗНАНИЕ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ
§ 13. Вселенная Ахурамазды .................................. 110
Заратуштра (Заратустра) — древнеперсидский жрец и пророк. Историческая
и легендарная основа его биографии. Встреча с Ахурамаздой и первые
откровения Заратуштры. • Картина мира в учении Заратуштры. Проблема
добра и зла. • Распространение зороастризма. Священная книга
«Авеста». • Культовые сооружения зороастризма в архитектуре Персии
(Древнего Ирана). Зороастризм в современном мире. • Символ веры зороастризма.
Задания
............................................................ 116
§ 14. Колесо бытия .............................................. 117
Отшельники Урувельского леса в Индии. • Великий закон Тримурти. Сансара,
бодхисатвы и будды. • Жизнеописание царевича Гаутамы, ставшего
буддой. • Учение будды Гаутамы о четырёх благородных истинах, объясняющих
существование страданий в жизни человека и пути избавления
от них. Аскетический путь достижения нирваны и пять обетов для мирян.
• Последователи учения Будды и священный канон «Трипитака» («Три
корзины»). • «Колесо Закона». Ступа в Санчи. Буддийские пещерные храмы
в Аджанте. • Буддизм как мировая религия. • Будда о благородных
истинах, добре и зле, победе человека над собой.
Задания ............................................................ 125
§ 15. Рукотворная вселенная ................................. 126
Лао Цзы и его трактат «Дао де цзин». • Слово и живопись в китайской и
японской традициях. Философский смысл природы в творчестве китайских
художников. • Особенности пейзажного сада в культуре Японии.
Задания ............................................................ 133
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.254
254
§ 16. Взгляд сквозь небо ....................................... 134
В поисках земли обетованной. Пятикнижие Моисея — священная Тора.
Иерусалимский храм. • Евангельские предания об Иисусе Христе. Новый
Завет. Нагорная проповедь. • Разделение Единой христианской церкви.
Символика христианского храма. Византийский, романский, готический
стили в христианской архитектуре. • Нравственные основы бытия человека
в христианстве.
Задания ............................................................ 143
§ 17. Каменная летопись ...................................... 144
Образ жизни древних славян. Славянский пантеон киевского князя Владимира.
Выбор веры и принятие христианства на Руси. • Традиции Византии
в древнерусской культуре и архитектуре. • Княжества Руси и особенности
их культовой архитектуры. • Формирование Московского государства.
Храмы и соборы Руси.
Задания ............................................................ 150
§ 18. Духовное делание ........................................ 152
Поиски смысла жизни после христианизации Руси. Формирование пантеона
русских святых. • Монашество как образ жизни. Сергий Радонежский.
• Иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублёв. Образ Пресвятой
Троицы в искусстве и культуре Руси. • Образ человека в древнерусской
иконописи и литературе.
Задания ............................................................ 161
§ 19. Божественное песнопение в христианском храме 162
Пение и музыка в богослужении первых христиан. Особенности католического
богослужения. • Музыка в Византии и Руси. • Храмовое пространство
и синтез искусств в Божественной литургии. • Язычество и
христианство в древнерусской культуре.
Задания ............................................................ 169
§ 20. Слепок вечности .......................................... 170
Образ жизни, природа и религиозные традиции коренных племён Аравии
накануне зарождения ислама. Мекка и аль-Кааба. • Пророческая миссия
Мухаммеда. • Священная книга ислама — Коран. Культовое сооружение
мусульман — мечеть. • Арабский халифат. Мировые шедевры исламской
архитектуры.
Задания ............................................................ 178
§ 21. Космос Данте .............................................. 180
Флоренция и Данте накануне Возрождения. Беатриче Портинари. • «Божественная
комедия». Проблемы ада, чистилища, рая. • Появление человека
в средневековой картине мира.
Задания ............................................................ 187
§ 22. Прорыв в действительность ........................... 188
Джотто и Данте. • Капелла Скровеньи в Падуе. Особенности композиции
в цикле фресок Джотто. Традиции и новаторство. • Концепция мироздания
в Гентском алтаре братьев ван Эйков. • Новое понимание темы Богоматери
в творчестве итальянских художников.
Задания ............................................................ 195
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.255
255
§ 23. Величавая беседа равных .............................. 196
Эпоха Возрождения в Италии. Титаны Возрождения. • «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи. • Росписи стен Сикстинской капеллы в Ватикане.
Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. • «Афинская школа» Рафаэля.
Общечеловеческая гуманистическая трактовка религиозного сюжета.
Значение искусства в религиозной политике римской католической
церкви.
Задания ............................................................ 205
§ 24. Борьба за разум ........................................... 206
Северное Возрождение. «Корабль дураков» Себастьяна Бранта и «Похвала
Глупости» Эразма Роттердамского. • Питер Брейгель Старший. • Гуманистические
идеи в книге Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Задания ............................................................ 212
Подведи итоги .................................................... 213
Контрольные и творческие задания (по выбору) ............ 215
Общешкольный научно-практический семинар «Портрет
эпохи» ................................................................ 217
Круглый стол «Художественные памятники эпохи Возрождения
в мировой художественной культуре» ................. 220
Литература ........................................................ 221
Интернет-источники ............................................ 227
Опорные схемы-конспекты .................................. 229
.
© АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ»
Б
Стр.256