Подымова Московский педагогический государственный университет Поступила в редакцию 22 декабря 2011 г. Аннотация: в статье рассматриваются направления исследования инновационной готовности преподавателя вуза: инновационная восприимчивость, готовность к риску, сопротивление нововведениям, основные сферы деятельности преподавателя вуза. <...> В психологии и педагогике активно обсуждаются вопросы об инновационном (преобразовательном) потенциале человека – по отношению как к окружающей действительности, так и к самому себе. <...> Исходным положением работы является следующее: в процессе инновационной деятельности обнаруживается пространственно-временная развертка реального бытия человека, в которой он конституирует себя в качестве субъекта, активно осуществляющего перевод присущих ему возможностей в действительность. <...> В результате этого перехода происходит не только дальнейшее развитие возможностей, но и становление (формирование, открытие для себя) того уникального пространства, которое К. Левин <...> называл «пространством свободного движения», В. В. Знаков как «внутреннюю вселенную личности», особую «интрапсихическую реальность», делающую человека свободным от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями. <...> Инновационная восприимчивость, отношение к нововведениям – в частности, при изменении статуса учебного заведения, нагрузки – включают анализ готовности преподавателя к изменениям в профессиональной деятельности. <...> Это особенно остро ощущается при проведении сис темных © Подымова Л. С., 2012 178 преобразований в организационной структуре образовательных заведений в условиях внешней нестабильности, характерных для социально-экономической обстановки в нашей стране в течение последних десятилетий. <...> Сопротивление нововведениям и усугубление негативных переживаний профессионального стресса, проявляющихся в снижении продуктивности деятельности, ухудшении состояния здоровья <...>