УДК 332.133.6 ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК РОССИИ К. В. <...> Кузнецова, Е. В. Попова Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Поступила в редакцию 15 июля 2011 г. Аннотация: в статье обсуждаются теоретические аспекты функционирования предприятий разных форм собственности, особенности организации общественного транспорта в развитых странах, опыт реформирования отрасли пригородных пассажирских железнодорожных перевозок, проблемы реформирования данной отрасли в России. <...> Ключевые слова: взаимодействие государственных и частных фирм, регулирование отрасли, отрасль пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. <...> С 1 января 2011 г. в России существенно изменилась экономика пригородных пассажирских железнодорожных перевозок: согласно структурной реформе железнодорожного транспорта, пригородные пассажирские перевозки будут осуществляться пригородными пассажирскими компаниями (ППК). <...> Данная отрасль является отраслью социально значимых услуг – ежегодно поездами пригородного пассажирского комплекса перевозятся более 900 млн пассажиров. <...> Именно регионы определяют маршрутную сеть пригородных железнодорожных перевозок (число курсирующих электричек), тарифную политику. <...> Считается, что одной из важнейших проблем отрасли является выпадение существенной доли доходов перевозчиков из-за государственного регулирования тарифов. <...> Однако посмотрим на проблемы данной отрасли шире: в ней функционируют предприятия разных форм собственности – ППК и ОАО «РЖД» (единственным акционером последнего пока является Российская Федерация). <...> Полноценным инструментом комплексного регулирования перевозок, включая государственную поддержку, является контракт между регионом и перевозчиком © Кузнецова К. В., Попова Е. В., 2011 на организацию транспортного обслуживания. <...> Контракт должен устанавливать тариф на перевозку пассажира, экономически <...>