БАЛЬМОНТА 1890-х годов Н. А. Молчанова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 28 ноября 2011 г. Аннотация: в статье анализируется одна из наиболее важных маркем в ранней лирике К. Д. Бальмонта и выясняется, как с ее помощью раскрывается «пространство души» лирического героя поэта и постепенно расширяется хронотоп поэтических книг 1890-х годов. <...> Маркема «безбрежность»* – одна из наиболее частотных и важных в ранней лирике К. Д. Бальмонта. <...> Сам поэт-символист находил истоки данного образа в поэзии Фета, он утверждал: «Слово Безбрежность впервые было введено в русский стих Фетом» [1, с. <...> Следует заметить, что это слово употреблялось в русской поэзии и раньше, лингво-статистический метод исследования позволил выявить довольно широкий круг авторов XIX в., использующих маркему «безбрежность» в стихотворных текстах (А. Д. Илличевский. <...> Акерманские степи: «Вплывя в пространный круг сухого океана. <...> ). Однако если в лирике 1820–1840-х гг. слово «безбрежность» однозначно ассоциировалось с водной стихией (море/океан), то в поэзии Фета оно приобрело особую смысловую емкость и многоликость. <...> В других стихотворениях Фета «безбрежность» связывается с Божьим «твореньем» мира («Заря. <...> Не случайно Фет – знаковая фигура для всех русских символистов – воспринимался как предтеча, «учитель». <...> В лирике К. Д. Бальмонта маркема «безбрежность» возникает в сборнике «Под северным небом» (1894), в котором ориентация на стилевые традиции романтической поэзии XIX в. сочетается с поисками более сложных форм образной выразительности. <...> Маркема «бесконечность» здесь не является синонимом «безбрежности», так как с нею чаще всего ассоциируется что-то тяжелое, давящее: «бесконечная тоска» [3, с. <...> Пространственный художественный мир сборника «Под северным небом» создается с помощью антитез «земля – небо», «верх – низ», «движение – неподвижность». <...> Две первые антитезы отнюдь не тождественны, потому что «небо» обозначается как «северное <...>