УДК 800: 159.9 ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАБЫВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНОГО ДВУЯЗЫЧИЯ) Н. А. Забелина Курский государственный университет Поступила в редакцию 30 апреля 2010 г. Аннотация: статья рассматривает возможность использования психолингвистических методов для исследования механизмов забывания на материале учебного двуязычия. <...> Описываются результаты пилотного ассоциативного эксперимента по изучению степени освоения выученных слов студентами факультета иностранных языков. <...> Abstract: the article examines the possibility of using psycholinguistic methods for studying mechanisms of forgetting in academic bilingualism. <...> Исследованием памяти вообще и забывания в частности занимались и занимаются многие отечественные и зарубежные психологи, такие как С. Рубинштейн <...> Проводится немало лингвистических исследований процесса запоминания, но чтобы понять факторы и механизмы забывания в практике учебного двуязычия, необходимо синтезировать знания не только психологии, но и психолингвистики, нейролингвистики и др. <...> Расширение лексического запаса продолжается в течение всего периода изучения языка; как бы хорошо ни владели мы изучаемым или родным языком, всегда можно встретить слово, значение которого до сих пор было нам неизвестно. <...> Богатство лексического запаса является определяющим фактором формирования коммуникативной компетентности и влияет на понимание речи. <...> Кроме того, лексический запас способствует лучшему овладению другими аспектами языка (фонетика, грамматика и др.) <...> Г. ван Хелл указывают, что целью выучивания слов на иностранном языке является сохранение долговременных устойчивых репрезентаций в памяти. <...> Но эта цель не всегда может быть достигнута. <...> По мнению авторов, это зависит от типа изучаемого слова. <...> Быстрее всего забываются так называемые трудные слова, т.е. слова, которые требуют от обучаемого значительных усилий для запоминания. <...> На процесс и результат запомина© Забелина Н. А., 2011 ния слова влияет также принадлежность слова <...>