Востриков, С. И. Сулимов Воронежская государственная технологическая академия Поступила в редакцию 19 января 2010 г. Аннотация: статья посвящена выяснению механизма доминирования одного компонента духовного мира над другим. <...> В рамках данного исследования авторы описывают функционирование доминанты и выделяют два типа доминирования. <...> Совершенно очевидно, что недостаточная эффективность воспитательной работы, в частности формирования современного мировоззрения и духовного мира в целом, может быть обусловлена тем, что складывающееся в ней соотношение различных направлений не является оптимальным. <...> Между тем, решив теоретически вопрос о доминирующем элементе духовного мира человека, мы более правильно подойдем к практике его формирования, к выделению главного звена в этом процессе. <...> В связи с этим проблема идейной доминанты приобретает особенно важное практическое значение. <...> Есть и теоретическая сторона, актуализирующая проблему идейной доминанты духовного мира. <...> Что же касается мировоззрения, то в работах, специально посвященных его анализу, весьма распространенной является точка зрения, согласно которой его «ядром» или доминирующим элементом выступают философские идеи. <...> Существует также мнение, согласно которому главным элементом духовного мира современного человека являются экономические взгляды. <...> Но тогда возникает вопрос: как соотносятся между собой эти духовные образования и могут ли иные взгляды и убеждения, в том числе и политические, выступать в качестве идейной доминанты духовного мира? <...> © Востриков И. В., Сулимов С. И., 2010 210 Решение этой задачи требует, прежде всего, методологического анализа рассматриваемого понятия, т.е. выяснения его соотношения с составом и структурой духовного мира, рассмотрения критериев выделения доминирующего элемента, объективного основания такого выделения, типов, видов, уровней доминирования и т.д. <...> Понятие «структура» традиционно определяется <...>