ЧЕХОВА* А. А. Фаустов Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 марта 2010 г. Аннотация: в статье предлагается семантическая классификация ключевых слов (маркем), которая позволяет проводить дифференцированное сопоставление комплектов маркем тех или иных авторов и литературных эпох. <...> Чеховские маркемы рассматриваются по преимуществу на фоне ключевых слов всего периода русской литературы XVIII – начала XX в., ключевых слов «реалистической» эпохи и отчасти И. А. Гончарова, который по набору маркем является наиболее близким Чехову автором. <...> Настоящая статья продолжает – применительно к чеховскому творчеству – цикл исследования маркем (ключевых имен нарицательных) русской литературы XVIII – начала XX вв. <...> ]. С некоторой долей хронологической условности этот достаточно замкнутый период может быть разбит на пять культурнопсихологических эпох: 1) «классическая» (XVIII в.), 2) «элегическая / романтическая» (до 1830-х гг.), 3) «критическая» (до 1860-х гг.), 4) «реалистическая» (до конца XIX в.), 5) «модернистская» (рубеж XIX– XX вв.) <...> . Общий массив текстов, образующий базу данных проекта, включает произведения 112 авторов и составляет более 43 миллионов словоформ. <...> Прежде чем приступить к обзору чеховского комплекта маркем, имеет смысл – хотя бы в предварительном, рабочем порядке – дать семантическую классификацию маркем. <...> Во-первых, это «антропологическая» лексика – то, что обозначает относящееся к сущности человека и его социально-биологической конституции (человек, человечество, сердце, здоровье). <...> . © Фаустов А. А., 2010 12 ханизмы существования человека (отечество, богатство, состояние – в значении ‘звание’, ‘богатство, имение’, достоинство – в значении ‘стоимость, ценность, ‘отличие, звание’, образование – в значении ‘просвещение’). <...> В-третьих, это «императивная» лексика – то, что обозначает ценности, нормы и правила, регулирующие социальное поведение человека (добродетель, справедливость, преступление <...>