ФИЛОСОФИЯ УДК 165.19 ФЕНОМЕН МЕДИА В ФИЛОСОФИИ И ЭСТЕТИКЕ ХХ ВЕКА И. Б. <...> А. И. Герцена Поступила в редакцию 10 июня 2009 г. Аннотация: статья посвящена осмыслению философией и эстетикой ХХ в. проблемы возникновения и развития феномена медиа. <...> Пик исследовательской активности в области теории медиа приходится на начало и середину ХХ в., что свидетельствует о понимании особого места посредников в схемах взаимодействия человека и внешнего мира. <...> Актуальность феноменологического анализа медиальной проблематики обусловливает возможность переосмысления реальности в экзистенциальном ключе. <...> Ключевые слова: философия и эстетика ХХ в., феноменология, познание, субъект, художественная культура, искусство, феномен медиа, неоавангард. <...> Активное осмысление медийной проблематики как самостоятельной области реального начинается во второй половине ХХ в. <...> Одно из ключевых направлений анализа медиа связано с периодом становления феноменологии — новой науки, целью которой было переосмысление существующего опыта философствования. <...> С самого начала феноменология понималась ее основателем Эдмундом Гуссерлем как «непрерывное освобождение человеческого сознания от внешней, якобы подавляющей его аутентичность, эмпирической объективности, как восхождение к «чистому». подлинному сознанию, которое обретает способность видеть вещи в их истинном свете» [1, с. <...> Обозначенная проблематика актуализирует процесс обращения к самим вещам и формам их явленности в сознании. <...> Для более точного анализа структур сознания и их связей со структурами реальности был создан особый метод описания — феноменологическая дескрипция, которую можно определить как «схематику феноменологического исследования, обращенного к переживаниям» [2, с. <...> Именно феноменологическая дескрипция в дальнейшем станет основанием для понимания того, как возможна аналитика области медийного. <...> © Соколова И. Б., 2009 178 Обращаясь к истории феноменологических теорий <...>