Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №2 2003

ЛИНГВОФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В. ФОН ГУМБОЛЬДТА В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИКИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторФесенко
Страниц10
ID516079
АннотацияЦелью данной статьи является анализ воззрений В. фон Гумбольдта на природу языка, мышления, искусства, а также интерпретативное изложение гумбольдтовской концепции с позиций семиотики, что оставалось в тени научных интересов современных исследований
Фесенко, Т.А. ЛИНГВОФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В. ФОН ГУМБОЛЬДТА В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИКИ / Т.А. Фесенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2003 .— №2 .— С. 16-25 .— URL: https://rucont.ru/efd/516079 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНСКОЙ ЛЕКСИКИ:ФРАЗЕОЛОГИЯ ЛИНГВОФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ В. <...> ФОН ГУМБОЛЬДТА В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИКИ © 2003 Т.А. Фесенко Тамбовский государственный университет Целью данной статьи является анализ воззрений В. фон Гумбольдта на природу языка, мышления, искусства, а также интерпретативное изложение гумбольдтовской концепции с позиций семиотики, что оставалось в тени научных интересов современных исследований. <...> Начальной основой нашей работы послужила теория В. фон Гумбольдта, тезисно изложенная им во фрагменте “О мышлении и речи” (1795/1796г.г.). <...> В первом тезисе автор постулирует, что различие между субъектом и объектом обусловлено, прежде всего, природой мышления, поскольку “сущность мышления заключается в рефлексии”, то есть в различии между “мыслящим” (“des Denkenden”) и “мыслимым” (von dem “Gedachten”). <...> Этот принцип эксплицируется затем в содержании последующих трех тезисов. <...> Автор утверждает, что мышление в целом обусловлено синтезом в единое целое “только что рассмотренного”, элементы которого идентифицируются “посредством духа” и в зависимости от “потребности мысли” или разделяются или объединяются. <...> В последующих тезисах [5] и [6] прослеживается поворот В. фон Гумбольдта от трансцендентальной философии к языку. <...> Опираясь на содержание предыдущих тезисов, автор отмечает, что “ни одно мышление, даже самый чистый разум, не может осуществляться иначе, чем при помощи общих форм нашей чувственности; только при их помощи мы можем его понять и одновременно удержать”. <...> Это утверждение служит, в свою очередь, основой для приводимого в тезисе [7] трансцендентально-философского определения языка: “Die sinnliche Bezeichnung der Einheiten nun, zu welchen gewisse Portionen des Denkens vereinigt werden, um als Theile andern Theilen eines groesseren Ganzen, als Objecte dem Subjecte gegenuebergestellt zu werden, heisst im weitesten Verstande des Wortes: Sprache” (“Чувственное обозначение единиц, в которые объединяются определенные порции мышления, чтобы в качестве одних частей противопоставляться <...>