ВЕСТНИК ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация, 2001, № 2 63 А.А. Кретов ФОНЕМА: АКСИОМАТИКА И ВЫВОДЫ © 2001 г. А.А. Кретов Воронежский государственный университет Эта статья может быть воспринята как критика освященных временем положений Московской Фонологической Школы (МФШ). <...> Критика, а особенно критика научной Школы, предполагает отвержение и опровержение научных основ Школы. <...> Критика Школы – это всегда критика извне, критика со стороны другой Школы. <...> Критика же, не только не отвергающая теоретических основ Школы, но, напротив, опирающаяся, базирующая, основывающаяся на них, исходящая из них, называется не критикой, а развитием идей Школы. <...> Будучи убеждённым приверженцем идей Московской Фонологической Школы, и шире – Московской (Фортунатовской) лингвистической школы (что, впрочем, не мешает автору считать себя и последователем Бодуэна) - автор статьи видит свою задачу в том, чтобы указать, во-первых, на внутренние теоретические противоречия, имеющиеся в трактовке фонемы представителями МФШ, во-вторых, на заложенный в аксиоматике МФШ научный потенциал, открываемый разрешением этого противоречия, и, в-третьих, на широкие теоретические и прикладные перспективы, которые открывает реализация этого потенциала. <...> Научная парадигма МФШ основана на двух принципиальных положениях: морфематизме Бодуэна и позиционном анализе Ф.Ф. Фортунатова. <...> Функция фонемы состоит в различении и отождествлении морфем (Ср. <...> Фонема – это идеальное языковое задание, то “общее”, которое под влиянием актуальных фонетических факторов реализуется в… “отдельном” [Аванесов, Сидоров 1930; цит. по Реформатский 1970, c. <...> 150]”; “Исходным моментом во взглядах московских фонологов на фонему была морфема. <...> В их построениях тождество морфемы определяет собой границы и объем понятия фонемы. <...> Именно поэтому эти ученые считают фонемой весь ряд позиционных чередований (пересекающихся, не параллельных по отношению к другим аналогичным <...>