Преподавательское сообщество в споре о будущем университета A. <...> Professor’s community in a dispute about the university future DOI: 10.15372/PHE20160508 УДК 378 ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО В СПОРЕ О БУДУЩЕМ УНИВЕРСИТЕТА А. М. <...> В статье анализируются процессы трансформации организационной структуры и системы управления современного университета в условиях реформы вузовской системы. <...> Анализ сложившегося положения дел показал, что получение статуса национального исследовательского университета ведет, с одной стороны, к увеличению финансирования и качественному рывку в развитии вуза, с другой – к резкому сужению пространства университетской демократии и ослаблению влияния преподавательского сообщества на ситуацию в нем. <...> Сделан вывод, что наличие подобных тенденций вызывает озабоченность в преподавательской среде, а их продолжение приведет, в конечном итоге, к падению качества образования; к пониманию, что бороться с тенденциями сужения внутриуниверситетской демократии и ослабления влияния профессуры возможно главным образом путем максимальной диверсификации источников развития (прежде всего финансирования) университетов прежде всего за счет активного поиска частных инвесторов. <...> Заметный рост такого рода доходов неизбежно приведет к усилению влияния тех же попечительских советов в качестве параллельных органов, если не рутинного (оперативного) управления вузом, то определения стратегических целей и источников его развития, которые при внушительных объемах параллельного финансирования (речь идет, естественно, о государственных вузах) вполне могут выступать на равных как с университетской, так и государственной бюрократией. <...> Ключевые слова: высшее образование, реформирование, рейтинг, национальный исследовательский университет, профессорское сообщество, университетский менеджмент. <...> Аблажей А. М., 2016 Анатолий Михайлович Аблажей – кандидат философских наук, заведующий сектором социологии науки и образования, Институт <...>