УДК 519.8 МОДЕЛИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И. Л. <...> Каширина, А. Л. Ухин Воронежский государственный университет, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Поступила в редакцию 16.02.2015 г. Аннотация. <...> В статье рассматривается объектный подход к моделированию процесса составления учебного расписания, позволяющий понизить размерность решаемой задачи и разработать для нее эффективный генетический алгоритм. <...> Статья содержит подробное описание всех этапов генетического алгоритма с учетом возможного использования дополнительных опций, улучшающих качество расписания. <...> Ключевые слова: генетический алгоритм, квадратичная задача о назначениях, расписание учебных занятий, критерии качества расписания. <...> ВВЕДЕНИЕ Проблеме автоматизации составления учебных расписаний посвящено большое количество работ, различающихся в зависимости от требований образовательных структур [5–8]. <...> Формально задача составления учебного расписания относится к классу задач нелинейного целочисленного программирования, как правило, большой размерности. <...> Целевая функция такой задачи обычно предполагает минимизацию суммарных штрафов за нарушение желательных, но не обязательных свойств расписания, а в качестве ограничений формализуются требования, которые обязательно должны быть выполнены. <...> © Каширина И. Л., Ухин А. Л., 2015 В данной статье предлагается один из возможных вариантов постановки задачи составления учебного расписания и метод ее решения, основанный на использовании генетического алгоритма. <...> Учебное расписание является довольно сложной системой, все элементы которой взаимосвязаны между собой напрямую или косвенно. <...> Помимо большого количества условий, которые приходится строго выполнять, необходимо оптимизировать множество параметров, влияющих на качество расписания. <...> Предлагаемый в статье генетический алгоритм, хотя и является в общем случае <...>