ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 378 ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С. В. <...> Сергеева Пензенская государственная технологическая академия О. А. Воскрекасенко Пензенский государственный университет Поступила в редакцию 18 февраля 2013 г. Аннотация: в статье раскрываются особенности обучения в высшей школе в связи с проблемой адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу. <...> Особое внимание авторы уделяют методическим рекомендациям для профессорско-преподавательского состава по педагогическому сопровождению адаптации студентов первого года обучения. <...> Ключевые слова: адаптация, студент-первокурсник, особенности обучения в высшей школе, педагогическое сопровождение. <...> Abstract: this article describes the specifi cs of higher education in relation to the problem of fi rst-year students’ adaptation to the educational process in the university. <...> Special attention is paid to the methodical recommendations for the academic staff on pedagogical support for the fi rst-year students during the adaptation period. <...> Key words: adaptation, fi rst-year student, the specifi cs of higher education, pedagogical support. <...> Необходимость подготовки мобильных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов, готовых к профессиональному росту и самосовершенствованию в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, декларируется в содержании «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» на период до 2025 г. Успешность решения поставленной перед учреждениями высшего профессионального образования задачи во многом определяется эффективностью адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза. <...> Эффективная адаптация студентов-первокурсников, определяя в дальнейшем успешность их обучения и возможность личностной самореализации в студенческой среде, является залогом успешного профессионального становления будущего специалиста. <...> Однако, как показывают многочисленные исследования, целый ряд студентов-первокурсников оказывается не готовым к многообразным ситуациям <...>