№ 1 МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ С. М. <...> Годник Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 января 2013 г. Аннотация: статья посвящена экстраполяции философского содержания закона развития систем на разработку педагогической концепции как методологическую основу построения метода исследовательского процесса. <...> Ключевые слова: преобразование, преобразовательная функция, педагогическая концепция, метод исследования, объектно-субъектное преобразование личности. <...> Эпиграфом к настоящей статье могла бы послужить рекомендация, принадлежащая перу известного современного лингвиста Р. М. Фрумкиной. <...> Она пишет, что в научной продукции Учителя особенно важно вычленить метод, поскольку для гуманитариев он как реальный инструмент исследования является раритетом. <...> В статье представлены концепция объектносубъектного преобразования личности и метод поэтапного структурирования педагогической деятельности. <...> Импульсом разработки обозначенной концепции явилась работа А. Н. Аверьянова, встретившаяся мне в середине 70-х гг. <...> Но вот какое утверждение привлекло наше пристальное внимание: «.для всех систем едина последовательность развития: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. <...> Поскольку «человек есть, конечно, система» (И. П. Павлов), то, например, старшеклассник, абитуриент, студент, специалист, переходя от одной роли к другой, в принципе аналогично «возникают», «становятся» ее полноправными субъектами, достигают намеченной «зрелой» цели и последовательно преобразуются. <...> Речь, таким образом, © Годник С. М., 2013 44 идет о естественных периодах развития личности на переходных стадиях ее жизнедеятельности. <...> Если возникнет профессиональная гармония между стадиями/фазами развития обучающихся и системно-организуемыми этапами педагогической деятельности, то профессионально-личностное взаимодействие педагогов и обучаемых <...>