ДУРЫЛИНА Елена Николаевна Астафьева, старший преподаватель кафедры педагогики ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва • С.Н. Дурылин • свободное воспитание • совершенство ребёнка • сохранение детства В истории педагогики свободному воспитанию принадлежит особое место1. <...> По словам Г.Б. Корнетова, «идеи свободного воспитания, распространившиеся на Западе и в России в начале ХХ столетия, оказали воздействие на педагогический поиск не своим массовым характером, не широким проникновением в практику (число образовательно-воспитательных учреждений, работавших в русле свободного воспитания, всегда было очень невелико), а остротой постановки важнейших педагогических проблем, обострённым гуманистическим истолкованием противоречивого развития детской личности»2. <...> : «Исходной основой педагогических построений всех групп, объединившихся вокруг идеи "свободного воспитания", является вера в творческие силы ребёнка, в его внутреннее стремление к раскрытию своих сил 1 См. <...> Педагогическое течение свободного воспитания на Западе // Историко-педагогический ежегодник; / гл. ред. <...> Свободное воспитание в России в конце XIX – первой четверти ХХ века // Историкопедагогический журнал. <...> Природа и свобода ребёнка в отечественной педагогике первой трети ХХ века // Историкопедагогическое знание в начале III тысячелетия: педагогические направления в теории и практике образования: материалы Одиннадцатой Международной научной конференции. <...> Свободное воспитание в истории педагогики; // Исторические пути развития образования и педагогики / под ред. <...> 136 и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребёнка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. <...> Освобождение ребёнка от всякого внешнего воздействия, устранение всякого авторитетного начала во взаимоотношении взрослых и детей, предоставление полного простора самодеятельности и инициативе ребёнка — всё это педагогические <...>