СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 811.111, 81.37 ЧТО ВИДИТ СЛЕПОЙ И СЛЫШИТ ГЛУХОЙ: К ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ СЛОВ ДЛЯ ОТСУТСТВИЯ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ1 О. И. Виноградова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Е. В. Кашкин Институт русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук Поступила в редакцию 1 марта 2016 г. Аннотация: в статье рассматривается семантика английских прилагательных blind ‘слепой’ и deaf ‘глухой’в сопоставлении с данными некоторых других языков. <...> Анализируются основные классы их прямых употреблений, а также система метонимических и метафорических сдвигов. <...> Принимаются во внимание и морфосинтаксические свойства лексем. <...> Обсуждается вклад данного материала в теоретическую дискуссию о языковой иерархии типов восприятия. <...> Abstract: the article deals with the semantics of English adjectives ‘blind’ and ‘deaf’ within a broader typological project. <...> Статья посвящена вопросу семантики признаковых слов ГЛУХОЙ и СЛЕПОЙ в прямых и переносных употреблениях. <...> ). Основное внимание мы уделим семантике английских лексем blind и deaf (рассматривая их, в то же время, с учетом типологического фона), поскольку английский язык демонстрирует существенное богатство их метафор, ценное для пополнения типологической базы знаний, и для их исследования нам доступен обширный массив словарей и корпусов с детальными сведениями о семантике и сочетаемости. <...> Во-первых, это изучение морфосинтаксических и семантических каритивов, т.е. слов, описывающих отсутствие чего-либо [8–10]. <...> Вместе с тем мы, в отличие от большинства предшественников, рассматриваем не то, как непосредственно описываются типы восприятия (ср. здесь анализ зоны зрительного восприятия в [11–12]), а то, как лексикализуется отрицание способности к восприятию и какие модели полисемии развивает эта зона. <...> Лексемы СЛЕПОЙ и ГЛУХОЙ о способности человека к восприятию Прямые употребления лексем blind и deaf характеризуют людей, которые не имеют способности к зрительному/слуховому <...>