ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Н. А. Азаренко Липецкий государственный педагогический университет Поступила в редакцию 5 марта 2013 г. Аннотация: анализируется языковое представление православной метафоры «болезнь есть следствие греха» в тексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». <...> Посредством адекватной авторскому замыслу дешифровки названной метафорической модели может быть исследовано не только православное мировидение самого Достоевского, но и истинный смысл, вложенный писателем в первый роман «великого пятикнижия». <...> Согласно когнитивной теории метафоры [1], метафора понимается как основная ментальная операция, проявление аналоговых возможностей человеческого мышления, широкий класс случаев осмысления сущностей одной понятийной области в терминах другой, другими словами, метафоризация представляет собой взаимодействие двух структур знания: структуры источника (хорошо знакомого) и структуры цели (чего-то нового). <...> На данном этапе развития языкознания не подвергается сомнению, что в метафорических значениях и способах их выражения отражается мировосприятие: и индивидуальное, и этническое. <...> По мнению В. Г. Гака, изучение языковых и речевых метафор открывает возможность «проникнуть в общие закономерности человеческого мышления» [2, с. <...> То есть метафорические употребления как раз и являются одним из способов объективации концептуальной информации в языке художественных произведений. <...> Таким образом, можно сказать, что в современных когнитивных исследованиях метафора рассматривается как один из инструментов концептуализации мира, как способ проникновения в процессы речемыслительной деятельности человека, способ познания его картины мира. <...> Особенно актуально это, на наш взгляд, применительно к великим именам © Азаренко Н. А., 2013 108 нашей классической литературы, особенно к Достоевскому. <...> В настоящей статье попытаемся проанализировать особенности миропонимания <...>