Научные сообщения УДК 141.319.8:321.01 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А. <...> Жиленков Белгородский государственный национальный исследовательский университет Поступила в редакцию 10 апреля 2014 г. Аннотация: в статье анализируется взаимосвязь философско-политической концепции Александра Кожева и его антропологического учения. <...> Обосновывается тезис об определяющей роли этого учения. <...> Раскрывается значение историко-политического контекста в исследовании указанной концепции. <...> Философско-политическая концепция Александра Кожева была изложена им в относительно законченном и целостном виде только в одной работе – «Понятие власти» (1942), представляющей собой, однако, лишь набросок, изначально не предназначавшийся для публикации. <...> Тем не менее положения, важные для понимания указанной концепции, можно встретить и в других источниках из теоретического наследия Кожева. <...> К ним относятся, прежде всего, курс лекций по «Феноменологии духа» Гегеля (1933–1939), а также некоторые более поздние работы («Тирания и мудрость», 1954). <...> Сама философско-политическая концепция Кожева уже является предметом исследовательских публикаций как западных, так и отечественных, среди которых особенно стоит отметить работы А. М. Руткевича [1–3]. <...> В данной статье мы остановимся непосредственно на основаниях философско-политического учения Кожева, которые могут быть обозначены как антропологические. <...> Важно, что антропологической была и сама интерпретация Гегеля, разработанная © Жиленков И. А., 2014 107 Вестник ВГУ. <...> Серия: Философия Кожевым, т.е. само философское мышление Кожева по своей сути было антропологично. <...> Соответственно, человек радикально отличен от природного бытия и способен противостоять природной необходимости через свободное, отрицающее действие. <...> Ключевую роль в этой антропологии играет идея свободы, или негативности (отрицательности) как определяющей характеристики человеческого бытия, благодаря которой <...>