Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Минский Н. М.

0   0
Первый авторВенгеров Семен Афанасьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID12232
Кому рекомендованоСтатьи из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
Венгеров, С.А. Минский Н. М. : Статья / С.А. Венгеров .— : [Б.и.], 1915 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12232 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Оригинал здесь: Русский биографический словарь. <...> Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. <...> Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. <...> Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. <...> В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". <...> В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему: "Пролетарии всех стран соединяйтесь". <...> За первые же No "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. <...> Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России". <...> Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". <...> - Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. <...> В "Вестнике Европы" (1877, No 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. <...> Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879). <...> В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. <...> Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: "При свете совести". <...> Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским <...>
Минский_Н._М..pdf
Оригинал здесь: Русский биографический словарь. Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему: "Пролетарии всех стран соединяйтесь". За первые же No "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России". Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". - Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В "Вестнике Европы" (1877, No 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом "гражданственности". В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: "При свете совести". Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате: "Религия будущего" (1905). "Меонизм" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие - "меон" (греч. me on - не существующее: термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй". Большая публика просто не заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в "Новостях", в "Мире Искусства". Главное "меоническое" произведение минского - драма "Альма", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная строка "и жажда жгучая святынь, которых нет". Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся". На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической "гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: "награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже". И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни; такова поэма "Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление
Стр.1