Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в
Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете
Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты.
В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями",
основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе
"большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему:
"Пролетарии всех стран соединяйтесь". За первые же No "Новой Жизни" Минский подвергся
кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему
не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г.
Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро
России". Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции,
Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". - Минский выступил
в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все
общество сочувствие к восставшему южному славянству. В "Вестнике Европы" (1877, No 1) он поместил
большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы
"Белые ночи" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под
флагом "гражданственности". В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х
годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и
средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен
цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает
философско-поэтический трактат: "При свете совести". Здесь изложена философско-религиозная система
"меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате: "Религия будущего" (1905). "Меонизм"
исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое.
Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие - "меон" (греч. me on -
не существующее: термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все
нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность
в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как
основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя
собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни
публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй". Большая публика просто не
заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих
альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается
подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского
декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего,
впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги
этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в
"Новостях", в "Мире Искусства". Главное "меоническое" произведение минского - драма "Альма", с ее
устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей,
чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям
известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим
произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная
строка "и жажда жгучая святынь, которых нет". Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то
неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как
мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и
мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся".
На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической
"гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и
преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и
принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная
цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была
широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: "награды нет для добрых дел.
Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже". И даже среди
произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова,
например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни; такова поэма
"Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление
Стр.1