НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ УДК 930.1, 294.5 МЕСТО ИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ГЕГЕЛЯ С. Л. <...> Бурмистров Институт восточных рукописей Российской академии наук Поступила в редакцию 2 сентября 2014 г. Аннотация: место индийской культуры в философии истории Г. В. Ф. Гегеля определяется его критической позицией по отношению к романтизму и воспринятым им через английских индологов (Г. Т. Колбрук, У. <...> Джонс) религиозно-монистическим пониманием сущности индийской культуры и индийского общества в соответствии с философией адвайта-веданты, характерным для варны брахманов. <...> Значительную работу проделал Генри Томас Колбрук (1765 – 1837), которому принадлежат переводы с санскрита индийских правовых и математических трактатов и систематическое изложение базовых положений основных индийских философских систем – как ортодоксальных, так и неортодоксальных. <...> Однако специальный интерес именно к философии Индии был характерен в первую очередь для немецкой индологии, и среди пионеров ее выделяется Фридрих Шлегель, перу которого принадлежит известный трактат «О языке и мудрости индийцев», вышедший в Гейдельберге в 1808 г. Сейчас нам кажется банальной мысль, что невозможно начертить сколько-нибудь полную картину развития человеческого разума без учета достижений великих цивилизаций Востока, в том числе и Индии © Бурмистров С. Л., 2014 3 Вестник ВГУ. <...> В изложении философских представлений индийских даршан Шлегель, в отличие от Колбрука, имевшего дело непосредственно с санскритскими текстами, опирался преимущественно на перевод «Законов Ману», что до известной степени искажало реальную картину индийской философской мысли. <...> Однако для нас сейчас важно то, что труд Шлегеля был одним из источников влияния на взгляды Гегеля и на понимание им места индийской культуры в общем ходе мирового исторического процесса. <...> Одна из самых ярких черт индуистской религии, по Шлегелю, – это учение о переселении душ. <...> Здесь невольно напрашивается <...>