УДК 334 МЕЖФИРМЕННЫЕ СЕТИ ЗНАНИЙ: ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Р. Г. Пожидаев Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 29 августа 2014 г. Аннотация: признание знаний в качестве основного ресурса фирмы, необходимого для достижения конкурентоспособности, и растущее значение межфирменных сетей в разработке и внедрении наукоемких инноваций требуют пристального исследования межфирменных отношений и их влияния на обмен знаниями и обучение, эффектов, достигаемых через трансфер, и использование знаний. <...> Ключевые слова: сеть знаний, межфирменная сеть, межфирменные отношения, интегрированный подход к управлению знаниями. <...> Abstract: recognition of knowledge as the primary resource of a fi rm needed for attainment of competitiveness as well as growing importance of inter-fi rm networks in development and of knowledge intensive innovation require close attention to inter-fi rm relations and their impact on knowledge sharing and learning, effects achievable through transfer and applying of knowledge. <...> Key words: knowledge network, inter-fi rm network, inter-fi rm relations, integrated knowledge management framework. <...> Одной из основных причин интеграции компаний и отраслей в последние два десятилетия является распространение межфирменных соглашений о сотрудничестве, цель которых – разработка и коммерциализация наукоемких технологий и продуктов. <...> Риск технологического устаревания и размывания знаний заставляет компании увеличивать бюджеты на исследования и разработки, однако все чаще этого бывает недостаточно для достижения необходимого объема знаний и компетенций, совершения технологического прорыва и разработки коммерчески успешных инноваций. <...> Как следствие, компании ищут партнеров, способных дополнить или развить знания и компетенции, определяющие их конкурентоспособность. <...> Усложнение технологий и рост динамичности, неопределенности и необратимости делового окружения определяет условия, когда компании больше не являются самодостаточными для создания, развития и коммерциализации знаний и инноваций, а значит, роль межфирменного сотрудничества, прежде всего в наукоемких <...>