Математическое моделирование МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УДК 629.5.035-233.1:004.45 А. И. Миронов, Е. В. Пономарёва МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ СУДОВ Отрабатывается расчетная схема для исследования поперечных колебаний гребного вала судов. <...> С целью автоматизации численных экспериментов разработаны три программы для ЭВМ, реализованные на алгоритмическом языке Maple. <...> Проведены численные эксперименты с использованием разработанных программ для конкретных судов. <...> Анализ результатов численных экспериментов позволил установить, что податливость подшипников гребного вала уменьшает его собственную частоту; динамические нагрузки от работающего гребного винта могут существенно изменить параметры центровки валопровода и привести к динамической неустойчивости валопровода. <...> Полученные решения могут быть использованы для определения собственной частоты и форм колебаний конструкций, расчётные схемы которых сводятся к подобным расчетным схемам. <...> Введение Судовой валопровод – часть двигательно-движительной установки судна (или корабля), предназначенная для передачи крутящего момента от двигателя к гребному винту и восприятия осевого усилия, возникающего при ее работе [1]. <...> Любой «отказ» в надежной и устойчивой работе валопровода может привести к серьезным последствиям вплоть до гибели судна. <...> Актуальность решаемой задачи Проблема обеспечения надежности работы валопровода и дейдвудных подшипников при эксплуатации судов, особенно крупнотоннажных, является одной из наиболее важных и сложных, не имеющих до сих пор удовлетворительного решения. <...> Именно поэтому проблеме расчетов и проектирования валопроводов посвящено большое число работ как исследовательского, так и технологического характера. <...> Однако проведенные мероприятия не устранили многие причины, снижающие устойчивость работы валопровода, а используемые расчетные схемы не <...>