КОРАНИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ И ДУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА1
А.П.Ефремов
Институт гравитации и космологии РУДН
I. Ислам и чтение Корана.
Четыре современные нам мировые религии - буддизм, иудаизм, христианство и
ислам. Самая древняя религия - буддизм - вроде бы стоит особняком в этом ряду, тогда
как три остальные внешне связаны друг с другом. Историческая часть Торы нашла место
в Ветхом завете Библии. Коран вобрал в себя многое из священных книг иудаизма и
христианства. Ислам - самая молодая из мировых религий. Уже поэтому изучение
Корана интересно: это - послание к поколениям людей, которые моложе первохристиан
на полтысячелетия. Конечно, трудно ставить знак равенства между относительной
молодостью поколения и его продвижением по пути развития и сложности восприятия.
Наоборот, на основе некоторого исторического знания или представления иногда
высказывается предположение, что Коран предназначен народам, находившимся на
непродвинутой стадии развития, в основном, скотоводам-кочевникам. Но, во-первых,
исторические сведения весьма скудны и недостаточно достоверны, и вряд ли стоит
поспешно судить об уровне интеллекта людей, быстро и с готовностью воспринявших
ислам. Вспомним, что христианство официально утверждалось более 200 лет, тогда как
объединенные идеями ислама в начале VII в. обитатели аравийского полуострова уже в
640 г. малыми силами завоевали Египет, при этом местное население, отнюдь не
заслуживающее упрека в низком уровне развития общественного сознания, восприняло
арабов-мусульман не как завоевателей, но как освободителей. Во-вторых, существует
бесспорное различие в психике и методологии мышления не только отдельных
индивидуумов, но и крупных этнических групп. Поэтому, в основном, логическое
мышление европейской культуры вряд ли может претендовать на глубину восприятия
психологических нюансов, свойственных восточным способам построения
умозаключений и передачи информации. Неторопливое, вдумчивое прочтение Корана
вовсе не вызывает к нему небрежительного отношения, какое, бывает, высказывается
апологетами западных цивилизаций* . Напротив, это написанное рифмованной прозой
(на арабском языке) послание, может быть, именно благодаря своим особенностям,
которые могут показаться европейцу алогичными странностями, порождает и у
современного думающего читателя ощущение глубокого, тщательно взвешенного и
потому чрезвычайно убедительного наставления. Цитируемые иногда с критических
позиций многочисленые повторы, кажущаяся отрывочность и несвязность отдельных
стихов (аятов) при постижении всех 114 полных глав (сур) Корана, как в цветной
мозаике, складываются в стройную и объемную картину, где нашлось место и описанию
акта творения мира, и представлению о структуре последнего, и истории человечества,
и кодексу законов и морально-этических установок. Все это облечено в форму
утверждения центральной мысли - о единственности Бога, необходимости и
непререкаемости веры.
II. Статистическая полемика.
1
Ю.С.Владимирова, Кострома, МЦИОСТ, 1996.
*
Опубликовано в книге: Взаимосвязь физической и религиозной картин мира, под ред.
См., например, Л.И.Климович: Книга о Коране, его происхождении и мифологии, М., Полииздат, 1986.
1
Стр.1