А.П.Ефремов
Институт гравитации и космологии
Российского университета дружбы народов <...> Одна из основных тем философских дискуссий связана с проблемой абсолютности и
относительности человеческого знания и с понятием истины. <...> Отчасти поэтому
востребованность зримого успеха, не обязательно материального, но в пределах этой, земной
жизни заметно возросла. <...> Не составляет исключения и церковь, для которой объективные показатели успеха
проявляется в увеличении числа верующих, возрождении старых и строительстве новых
храмов, в укреплении внутриконфессиального и международного авторитета. <...> Нет сомнения в том, что популярности идеи успеха и процветания в этой жизни немало
способствовало развитие технологии, а также значительное увеличение численности
населения Земли в целом, высокая концентрация людей в городах-мегаполисах и других
центрах нынешнего витка цивилизации. <...> Что, впрочем, вовсе не умаляет влияния на судьбы людей и системы трансцендентных
знаний, к коим возможно отнести и веру, поскольку и логическое и нелогическое знание –
являют собой грани преломленного призмой человеческого сознания некой объективной
упорядоченной структуры, существующей вне зависимости от мыслящего индивида . <...> Следует отметить, что понятие структуры здесь необходимо, ибо только структура – объект,
имеющий «белые и черные полосы», «зацепки» для сознания может существовать и быть
воспринят. <...> Заявление о наличии объективно существующих структур, естественно, не ново, яркий
пример тому – кантова (кантианская) «вещь в себе». <...> Каждая такая структура может иметь ту или иную
степень сложности и может быть «выполнена» из того или иного «материала» - тоже в
обобщенном понимании: может быть из камня, дерева и металла, может быть из
элементарных частиц, а может быть из абстрактных знаков и символов, например, нулей и
единиц. <...> Переиначивая термин «вещь в себе» на современный лад, можно было бы назвать
каждую такую структуру <...>
ИНФОРМАЦИЯ_И_ЗНАНИЯ.__СТРУКТУРА_ВСЕЛЕННОЙ_И_РЕЛИГИОЗНЫЕ_ТЕКСТЫ..pdf
ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ.
СТРУКТУРА ВСЕЛЕННОЙ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕКСТЫ.
А.П.Ефремов
Институт гравитации и космологии
Российского университета дружбы народов
1. Информация и знания.
Одна из основных тем философских дискуссий связана с проблемой абсолютности и
относительности человеческого знания и с понятием истины. Для многих людей эти
проблемы представляют собой не только абстрактный, но и практический интерес,
поскольку в зависимости от качества примененного знания (в смысле его истинности)
результаты деятельности могут оказаться и весьма удовлетворительными, и крайне
плачевными.
К началу третьего тысячелетия человечество стало более практичным. Отчасти поэтому
востребованность зримого успеха, не обязательно материального, но в пределах этой, земной
жизни заметно возросла. И не только отдельные люди сознательно стремятся к удаче и
действуют во благо собственной личности, но практически все сообщества и организации.
Не составляет исключения и церковь, для которой объективные показатели успеха
проявляется в увеличении числа верующих, возрождении старых и строительстве новых
храмов, в укреплении внутриконфессиального и международного авторитета. Это вполне
понятно и нормально.
Нет сомнения в том, что популярности идеи успеха и процветания в этой жизни немало
способствовало развитие технологии, а также значительное увеличение численности
населения Земли в целом, высокая концентрация людей в городах-мегаполисах и других
центрах нынешнего витка цивилизации.
Однако фактор роста населения влияет на индивидуум двояко. С одной стороны,
общество посредством социальных институтов оказывает определенное содействие в
достижении целей, с другой – оно оказывает противодействие отдельно взятой личности в
силу более жесткой конкуренции в более многочисленной общественной группе.
В этих условиях проведение анализа ситуаций, возможность предвидеть события и
определять направления деятельности – все это существенно облегчает наличие системы
логических знаний.
Что, впрочем, вовсе не умаляет влияния на судьбы людей и системы трансцендентных
знаний, к коим возможно отнести и веру, поскольку и логическое и нелогическое знание –
являют собой грани преломленного призмой человеческого сознания некой объективной
упорядоченной структуры, существующей вне зависимости от мыслящего индивида.
Следует отметить, что понятие структуры здесь необходимо, ибо только структура – объект,
имеющий «белые и черные полосы», «зацепки» для сознания может существовать и быть
воспринят.
Заявление о наличии объективно существующих структур, естественно, не ново, яркий
пример тому – кантова (кантианская) «вещь в себе». Однако здесь хотелось бы говорить об
объективно существующей структуре не в узком понимании словосочетания «материальная
вещь», а в самом обобщенном смысле. Каждая такая структура может иметь ту или иную
степень сложности и может быть «выполнена» из того или иного «материала» - тоже в
обобщенном понимании: может быть из камня, дерева и металла, может быть из
элементарных частиц, а может быть из абстрактных знаков и символов, например, нулей и
единиц.
Переиначивая термин «вещь в себе» на современный лад, можно было бы назвать
каждую такую структуру – часть объективной сущности – фрагментом абсолютной
Понятно, что философская парадигма автора не опирается на крайние формы
субъективного идеализма.
1
Стр.1