ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выходит с марта 1957 г.
УЧРЕДИТЕЛИ:
Союз писателей России
Российский Фонд Мира
Трудовой коллектив
журнала «Москва»
3
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Игорь ШАФАРЕВИЧ. <...> (Даже Солоневич, уж такой русский патриот,
говоря о книге Шпенглера, ни разу не упоминает о Данилевском. <...>
4
ИГОРЬ ШАФАРЕВИЧ
Данилевский утверждает, что концепция прогресса не отражает никакой исто
рической реальности, а является чисто пропагандистским тезисом. <...> В частности, Данилевский считает, что в его время (то есть в XIX веке) господ
ствующую роль в мире играет цивилизация, которую он называет «германоро
манским культурным типом» (хотя Солоневич, например, полагает, что эта циви
лизация создана исключительно германцами на руинах Римской империи), кото
рый сейчас находится в фазе упадка. <...> Солоневич утверж
дает, что эта доминанта «для каждого данного народа является чемто само собой
разумеющимся». <...>
6
ИГОРЬ ШАФАРЕВИЧ
Бэкон сформулировал лозунги «Победить природу» и «Знание — сила», я помню,
как еще в моем детстве они висели повсюду: в нашей школе, в трамваях, на стенах
зданий... <...> Наконец, западная цивилизация создала особый способ производства, обычно
называемый капитализмом, основанный на диктате рынка, который оказался нео
бычайно продуктивным. <...> Западная цивилизация (как, вероятно, и многие другие) оказалась очень аг
рессивной. <...> При покорении других стран западная цивилизация опиралась на два средст
ва. <...> Вовторых, западная цивилизация создала обаятельную культуру — живопись,
архитектуру, роман (в литературе), музыку, науку — физикоматематическую
концепцию мира. <...>
БОРИС РОМАНОВ
Часть первая
Восход
1906–1923 <...> БИОГРАФИЧЕСКОЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Даниил Андреев так ощущал бессмертие и вечность, или распахнутость времени во все концы, что
свою <...>
Москва_№3_2009.pdf
ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Выходит с марта 1957 г.
УЧРЕДИТЕЛИ:
Союз писателей России
Российский Фонд Мира
Трудовой коллектив
журнала «Москва»
3
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Игорь ШАФАРЕВИЧ. Что с нами будет? .............................................................. 3
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
Марина КОТОВА. Отблеском молитвенного чувства. Стихи ............................... 14
Борис РОМАНОВ. Вестник, или Жизнь Даниила Андреева. Биографическое
повествование .......................................................................................................... 23
Евгений ЭРАСТОВ. Небес венецианское стекло. Стихи.................................... 116
Сергей ДУРЫЛИН. Сударь кот. Повесть (окончание) ...................................... 123
Дмитрий КОЗИНСКИЙ. Обретая свободу огня. Стихи .................................... 159
ПУБЛИЦИСТИКА
Комментарии
Павел СВЯТЕНКОВ. Пришествие кризиса. — Евгений МОРОЗОВ.
Иммиграция: цифры и факты. — Константин КРЫЛОВ. Россия
и мигранты. — Олег КИЛЬДЮШОВ. Когда повзрослеют США? ..................... 162
Авторская колонка
Михаил РЕМИЗОВ. Коррупция суверенитета ..................................................... 185
Сергей СЕРГЕЕВ. Еще раз о русской интеллигенции ......................................... 190
Актуальны ли «Вехи» сегодня? Блицопрос «Москвы» ........................................ 196
КУЛЬТУРА
Светлана БЕРЕЗКИНА. «Немцы» против «Европейца»...................................... 201
Стр.1
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Борис АГЕЕВ. Человек уходит ............................................................................. 214
ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ
Священник Георгий СЕЛИН. И весь живот наш Христу Богу предадим ......... 230
Игорь ДРУЗЬ. О наших победах .......................................................................... 236
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ:
Б.П. АГЕЕВ, Ю.И. АРХИПОВ, В.В. ДВОРЦОВ, П.Н. КРАСНОВ, К.А. КРЫЛОВ,
В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ, С.В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, М.М. ПОПОВ, М.В. РЕМИЗОВ,
В.Д. СОЛОВЕЙ, М.Д. ФИЛИН, А.И. ФУРСОВ, протоиерей А.ШАРГУНОВ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР С.М. СЕРГЕЕВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Л.И. БОРОДИН
Заместитель главного редактора А.Н. ПОЗИН (8-495-691-83-86)
И. о. ответственного секретаря О.И. КИРЕЕНКО (8-495-691-83-64)
Отдел поэзии и прозы Е.М. УСТИНОВА, Т.А. НЕРЕТИНА (8-495-691-68-01)
Отдел культуры К.А. КОКШЕНЕВА (8-495-691-68-01)
Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (8-495-691-68-01)
Председатель Совета издателей А.Ю. БЫКОВ
Исполнительный директор В.В. КОВАЛЕВ (8-495-691-83-91)
Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (8-495-691-83-84)
Заведующая редакцией А.С. СОЛОВЬЕВА (8-495-691-71-10)
Корректор О.И. ИВАНОВА
Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года.
Подписано в печать 25.02.09. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная.
Тираж 5480 экз. Заказ 228.
Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации
Индекс 73253 (каталог РОСПЕЧАТЬ)
Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон: 8-495-691-71-10. Факс: 8-495-691-07-32.
Электронная версия журнала: www.moskvam.ru
e-mail: priem@moskvam.ru
Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат».
142300, г. Чехов Московской области. Факс: 8-49672-6-25-36, 8-499-270-73-59. Телефон (многоканальный)
отдела продаж услуг: 8-499-270-73-59. Сайт: www.chpk.ru; e-mail: marketing@chpk.ru
ISSN 0131–2332
© Журнал «Москва» № 3, 2009
Стр.2
ИГОРЬ ШАФАРЕВИЧ
◊“Œ — տû ¡”ƒ≈“?
Над этим вопросом в последнее время (а в самые последние годы и не только в
отношении России) задумывались, видимо, многие.
Повидимому, многие выражали чувство того, что приближается какойто
поворот Истории, заканчивается определенная ее эпоха, но, как кажется, в после
дние годы стали выясняться некоторые более определенные черты. Об этом я здесь
и хочу сказать. Различные соображения на этот счет высказываются в ряде моих
работ — здесь мне приходится суммарно их повторять. Вообще, в этой работе мне
придется использовать мысли многих авторов — в том числе и свои.
Общие соображения
Как мне кажется, то, что сейчас происходит в мире (а особенно в России),
может быть понято только исходя из концепции Истории, развитой Н.Я. Да
нилевским в его книге «Россия и Европа». Около 30 лет после этого та же точка
зрения была развита О.Шпенглером в сочинении «Закат Запада». Именно тогда
эти идеи стали широко известны. (Даже Солоневич, уж такой русский патриот,
говоря о книге Шпенглера, ни разу не упоминает о Данилевском.) Меня всегда
удивляло то, что Шпенглер ни разу не ссылается на Данилевского. Но я относил
это к особенностям немецкой психологии. Немца Шпенглера просто не интересо
вало, что об Истории думал какойто русский. К тому же книга Данилевского не
была переведена на немецкий язык. Так что я думал, что Шпенглер о ней просто не
знал. И вот недавно я встретился с человеком, который написал диссертацию о
Шпенглере — и он уверял меня, что Шпенглер порусски читал. Более того, он
рассказывал, что работал в библиотеке Шпенглера и там находился экземпляр
книги Данилевского. Позже к аналогичной точке зрения пришел английский ис
торик А.Тойнби в колоссальном 12томном сочинении «Осмысление Истории»,
которое он издавал по частям в течение нескольких десятилетий. Эти же мысли
потом высказывали и другие авторы (например, Н.С. Трубецкой).
Конечно, зачатки идей Данилевского можно встретить и у других авторов, но,
как мне кажется, Данилевский был первым, кто их четко сформулировал и про
тивопоставил созданной еще в эпоху Просвещения концепции прогресса, которая
до того была основой осмысления Истории.
Стр.3