Научное развитие экономики и управления предприятием УДК 339.1 А.И. ПЕТРОСЯН МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ НА РЫНКЕ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИХ ОЦЕНКА Разработана экономико-математическая модель рынка горюче-смазочных материалов на основе Эволюционно-симулятивного метода (ЭСМ). <...> Рассмотрены способы применения ЭСМ для установления типа рынка: конкурентный, олигопольный, монопольный. <...> The economic-mathematical market model of combustive-lubricating materials on the basis of the Method of simulation of processes of equilibrium (MSPE) is developed. <...> Ways of application MSPE for an recognition of type of the market are considered: competitive, oligopol, monopoly. <...> Key words: Economic-mathematical model, combustive-lubricating materials, the Method of simulation of processes of equilibrium (MSPE), the competitive market, oligopol, monopoly. <...> На рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ), как и на любом товарном рынке, возможно наличие разных ситуаций, в частности, чистой конкуренции и монопольной конкуренции. <...> Ситуация на рынке имеет важное значение для принятия решений, в частности, для маркетингового и производственного планирования. <...> Проблема оценки ситуации на рынке была подробно исследована в связи с формированием и практическим применением Закона о слияниях в США. <...> При этом оказалось, что ситуация на рынке (или, что то же самое, тип рынка) тесно связана с географическим положением рассматриваемого рынка, с наличием средств связи, прежде всего дорожной сети. <...> Благодаря этому классификация типов рынка естественным образом увязывается с классификацией регионов и зон. <...> Одним из таких критериев является так называемый индекс Лернера: (P-MCi)/P=(Si/e)*(1+dQi/dqi) где: i – номер фирмы; P – цена товара; MCi – издержки производства на фирме i; Si – доля рынка, контролируемого фирмой i; e – эластичность спроса по цене для данной фирмы i; dQi/dqi – ожидаемая реакция конкурентов на изменение объемов продаж фирмой i. <...> В принципе, цена может находиться между двумя предельными уровнями: конкурентным Р = MCi, и тем, который устроил бы максимизирующего прибыль монополиста, который можно найти из уравнения: (Р – МС)/Р = 1/е. <...> При оценке степени отклонения <...>