Естественные и технические науки, № 4, 2015 Транспорт Эксплуатация водного транспорта, судовождение Гарнагин Ю.С., аспирант Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В СИСТЕМАХ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ МОРСКОГО СУДНА КРИТЕРИЯ ДОПУСТИМОГО ОТКЛОНЕНИЯ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТЫХ ТОЧЕК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ Статья описывает причины создания критерия допустимого отклонения от линии заданного пути и важность его последующего применение в системах автоматического управления курсом морского судна. <...> Также в статье ведется речь о геометрической и максимальной полосах движения судна, на основе которых делается вывод о величине критерия допустимого отклонения. <...> Ключевые слова: система автоматического управления, ширина полосы движения судна, линия заданного пути, критерий допустимого отклонения, морское судно, объект управления, внешняя среда, возмущающие факторы. <...> THE RATIONALE OF NECESSITY OF APPLYING CRITERION OF PERMISSIBLE VARIATION OF SEVERALLY TAKING POINTS OF CONTROL OBJECT IN AUTOMATIC CONTROL SYSTEM BY SHIP’S COURSE The article describes the reasons for establishing the criterion of maximum deviation from the intended track line and the importance of its subsequent use in the automatic control systems course of a marine vessel. <...> Also the article is talking about geometric and maximum lanes of the vessel, on the basis of which a conclusion is made about the value of the tolerance criterion. <...> Keywords: automatic control system, a lane width of the vessel, intended track line, criterion of permissible variation, marine vessel, control object, external environment, disturbing factors. <...> В идеале, при отсутствии внешних возмущений линия движения судна совпадает с линией заданного пути, а ширина полосы движения равна геометрической полосе движения и равна ширине судна (рис. <...> Однако, т.к. судно постоянно находится под воздействием внешних факторов, неизбежно будет возникать угол сноса судна <...>