Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 2015 (291,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312939
АннотацияНезаменимый помощник в организации образовательно-воспитательной деятельности в детском саду. Разбор ситуаций из реальной практики воспитательной работы, советы и рекомендации психологов и логопедов по подготовке детей к обучению в школе, а также примеры успешного опыта старших воспитателей из различных регионов РФ. Кроме этого, в журнале представлено полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312939 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 6 ИЮНЬ/2015 Модернизация подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования Содержание и задачи организации наблюдений в летний период Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО Сценарий праздника «Путешествие на воздушном шаре», посвященного Дню России Завершается подписка на II полугодие 2015 года Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Подпишитесь в редакции всего за 1881 руб. <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> Алгоритм освоения студентами трудового действия согласно данной модели Комплектуем методический кабинет 10| Тимофеева Л.Л. <...> Организация и содержание наблюдений в ДОО Роль наблюдения в развитии детей дошкольного возраста. <...> Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр Значение развития нравственноволевых качеств в дошкольном возрасте. <...> Причины неразвитости или деформации нравственно-волевой сферы личности ребенка. <...> Примеры игр, направленных на развитие у детей нравственноволевых качеств 36| Ушаткина Т.Г. Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы <...>
Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№6_2015.pdf
№ 6 июнь / 2015 9 771995 275155 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редакция Шеф-редактор Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Агуреева Т.Н. Редакторы Герасимова А.В. Микляева Е.В. Дизайн Голубева Т.Н. Выпуск и верстка Семенова В.В. Художники-иллюстраторы Секретарь редакции Лузенинова Н.Н. Муравски М.А. Шатуха М.В. Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru, www.profl it.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: vospitatel@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 36905 (полугодовой), 36906 (годовой) «Пресса России» – 88065 (полугодовой), 88141 (годовой) «Почта России» – 99647 (полугодовой), 73485 (годовой) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. (многоканальный) Полтева Н.Ю. Служба клиентской поддержки Тел.: 8 (495) 933-63-22, 8 (495) 937-90-82; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство: ПИ № ФС77-27015 от 22.01.2007. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 29.04.2015. Выход в свет 20.05.2015. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Тираж 24 000 экз. Изд. № 7055. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в Lietuvos rytas 01103, Литва, Вильнюс, пр. Гeдимино 12a © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра общего образования Московского института развития образовани Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 06
Стр.3
Работаем с воспитателями Говорим о важном 05| Волобуева Л.М. Модернизация подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования Этапы модернизации педагогического образования в нормативных правовых актах. Особенности практико-ориентированной модели обучения в вузе, разработанной преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Алгоритм освоения студентами трудового действия согласно данной модели Комплектуем методический кабинет 10| Тимофеева Л.Л. Организация и содержание наблюдений в ДОО Роль наблюдения в развитии детей дошкольного возраста. Виды наблюдения. Структура наблюдения как метода познавательно-исследовательской деятельности. Содержание и задачи организации наблюдений в летний период 23| Смирнова Е.О. Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр Значение развития нравственноволевых качеств в дошкольном возрасте. Причины неразвитости или деформации нравственно-волевой сферы личности ребенка. Примеры игр, направленных на развитие у детей нравственноволевых качеств 36| Ушаткина Т.Г. Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы ДОО Порядок ведения учета индивидуального развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы дошкольного образования в ДОО. Примерные формы карты учета индивидуального развития детей и журнала индивидуальной работы с воспитанниками. Алгоритм использования функции слияния табличных данных при работе с картами учета индивидуального развития детей 49| Содержание работы с детьми в летний период Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Формируем предметноразвивающую среду 51| Давыдова О.И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО Характеристика развивающей предметноигровой среды на участке детского сада с учетом требований ФГОС ДО. Примеры использования природных элементов, самодельных скульптур для преобразования ландшафта территории ДОО в соответствии с действующими санитарноэпидемиологическими требованиями и с учетом игровых интересов детей Общаемся с родителями 58| Шатверян Т.С., Витухина А.В. Рукописная семейная книга как средство социальнонравственного воспитания Структурные компоненты нравственности. Взаимодействие родителей и педагогов по вопросам формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Привлечение родителей к совместному с детьми созданию рукописных книг. Примерное содержание рукописной книги по проблеме социально-нравственного воспитания
Стр.4
Организуем праздники 64| Карпушова С.В., Терентьева М.А. Сказание о мудром дереве и его друзьях Сценарий экологической сказки Цели проведения мероприятия. Содержание предварительной работы. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Ссылки на музыкальное сопровождение 72| Калина М.А. Путешествие на воздушном шаре Сценарий праздника, посвященного Дню России Цели проведения мероприятия. Содержание предварительной работы. Готовые тексты выступлений действующих лиц. Стихотворения, ссылки на музыкальное сопровождение А также 62| Календарь знаменательных событий и памятных дат 51 Специальный проект электронного журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №6, 2015 «Приглашаем... Награждаем... Бланки дипломов, приглашений, грамот, благодарностей». Распечатайте и используйте в своей работе! Доступен в личном кабинете Оформите подписку на электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» на сайте www.proflit.ru/edu или по телефону: 8 (495) 937-9082 Стоимость подписки на полгода – 1881 руб.; год – 3498 руб. Реклама 10
Стр.5
Как оформить подписку на издания «МЦФЭР Образование» По телефону 8 (495) 937-9082 В интернет-магазине www.proflit.ru/edu Полугодовые подписные индексы изданий Издание Комплект журналов «Образцовая школа. Управление» Комплект журналов «Образцовая школа. Обучение и воспитание» Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» Журнал «Справочник заместителя директора школы» Журнал «Справочник классного руководителя» Журнал «Управление начальной школой» Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа» Журнал «Нормативные документы образовательного учреждения» Журнал «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах» Комплект журналов «Образцовый детский сад» Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» Журнал «Справочник музыкального руководителя» Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» На почте Воспользуйтесь каталогами «Роспечать», «Почта России», «Пресса России» «Роспечать» 81373 47676 81319 81366 36421 47670 80804 20588 48889 81375 83637 80821 84541 36905 37291 «Почта России» 73194 84122 99742 73236 99347 84191 12607 63484 79909 73341 12515 12606 24379 99647 10270 «Пресса России» 88140 88287 44733 88138 88030 88242 44949 87937 88175 88142 38860 44950 43656 88065 88522 Подробную информацию об изданиях «МЦФЭР Образование» вы можете посмотреть на сайтах www.resobr.ru и www.menobr.ru Реклама
Стр.6
Говорим о важном Модернизация подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования Л.М. Волобуева, канд. пед. наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики МПГУ Начало XXI столетия ознаменовано модернизацией европейской стратегии и политики в сфере образования. Лиссабонский саммит Европейского Совета в марте 2000 г. принял документ, получивший название «Меморандум образования длиною в жизнь». В нем подчеркивается, что непрерывное образование должно стать главной политической программой гражданского общества, социального единства и занятости. Одна из ключевых целей современного непрерывного образования – использование всех его формальных и неформальных возможностей. В принятой в 2009 г. «Стратегии сотрудничества стран Европейского Союза в области образования и профессиональной подготовки до 2020 года» установлены количественные показатели для каждой страны ЕС, которые им следует достичь к 2020 г. Среди них:  не менее 95% детей в возрасте от 4 лет должны быть охвачены программами дошкольного обучения;  среди людей в возрасте 30–34 лет доля лиц с высшим образованием должна превышать 40%;  не менее 15% взрослых должны проходить обучение в течение всей жизни1 . В Российской Федерации эти ориентиры учтены в нормативных документах по развитию образования. Так, в принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая рассчитана до 2025 г., стоит задача подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных 1 Нестеров А.Г. Европейские концепции непрерывного образования в начале XXI века // Научный диалог. 2012. № 5. С. 35. специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. А также подчеркивается, что качество образования во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, в связи с чем формулируется требование обеспечить дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием; привлекать в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации. Со времени утверждения «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» принят ряд документов, обеспечивающих поступательное движение в реформировании системы образования в целом и модернизации педагогического образования в частности. При этом акцент сделан на высшее образование, в системе которого предусмотрены значительные изменения. Ориентир на модернизацию высшего образования отражают основные положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ). Так, в ст. 69 Закона № 273-ФЗ сформулирована его цель – «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности 5
Стр.7
Говорим о важном в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Это отличает новый закон от предыдущего, где целями высшего профессионального образования являлись подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. В связи с чем в рамках нового законодательства используется термин «высшее образование» вместо используемого ранее «высшее профессиональное образование». В высшее образование, кроме первого (бакалавриат) и второго (специалитет, магистратура) уровней, включен третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура и др.), окончание которого теперь завершается государственной итоговой аттестацией и подтверждается выдачей диплома. Таким образом, выстраивается система, позволяющая обеспечивать повышение уровня квалификации педагога любой сферы образования, в т. ч. дошкольного. Признание дошкольного образования первым уровнем российской системы образования предопределяет повышенные требования к подготовке педагогов этой сферы. Впервые в истории разработан и утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который определяет новые требования к структуре образовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения. Все эти компоненты ФГОС ДО имеют в сфере дошкольного образования свою специфику, что обусловлено особенностями образовательной деятельности с детьми от двух месяцев до их поступления в начальную школу. Анализ современной нормативной базы дошкольного образования, в частности Закона № 273-ФЗ, показывает, что право реализовывать образовательные программы дошкольного образования получили не только дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации всех форм собственности, но и другие организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели, а также родители детей дошкольного воз6 раста1 . В связи с чем особое внимание должно быть уделено подготовке тех людей, которые будут заниматься реализацией данного уровня образования, и главная роль здесь принадлежит педагогическим работникам. Процесс модернизации дошкольного образования невозможен без глубинных изменений системы подготовки будущих педагогов, переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов. ФГОС ДО содержит требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают:  обеспечение эмоционального благополучия;  поддержку индивидуальности и инициативы детей;  установление правил взаимодействия в разных ситуациях;  построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;  взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. 1 Статьи 23, 31, 32, 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014).
Стр.8
Июнь 2015 Конкретные требования к профессиональной трудовой деятельности воспитателя детей дошкольного возраста предъявляются в еще одном новом документе – профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт педагога) (применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01.01.2017)1 Сочетание требований, представленных в разных . нормативных документах, определяющих характер деятельности педагога, вызывает необходимость модернизации подходов к содержанию, формам, методам подготовки, переподготовки и повышения квалификации воспитателя дошкольного образования. В Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8, отмечено, что повышение эффективности общего образования, к которому относится дошкольное образование, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Комплексная программа включает четыре основных направления повышения профессионального уровня педагогических работников, связанных:  с внедрением профессионального стандарта педагога;  модернизацией педагогического образования;   обеспечением перехода к системе эффективного контракта педагогических работников; повышением социального статуса и престижа профессии педагога. Данные направления (подпрограммы) взаимосвязаны и направлены на обеспечение повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. В связи с обновлением законодательной базы образования предусматриваются изменения в 1 Художник – Лузенинова Наталья, 2015 Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». 7
Стр.9