Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по теме "Общий уход за хирургическими больными" (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКривов
ИздательствоКемГМА
Страниц116
ID176974
АннотацияМетодические указания предназначены для студентов, обучающихся на кафедре общей хирургии по специальностям: 060101 – «лечебное дело», 060104 – «медико-профилактическое дело», 060103 – «педиатрия». Они содержат необходимую информацию к каждому практическому занятию по программе: «Общий уход за хирургическими больными» и предназначены для самоподготовки студентов к занятию, что поможет им правильно ориентироваться в содержании темы, овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками.
Кривов, Ю.И.(ред.) Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по теме "Общий уход за хирургическими больными" : методические указания для студентов, обучающихся на кафедре общей хирургии по специальностям: 060101 – «лечебное дело», 060104 – «медико-профилактическое дело», 060103 – «педиатрия» / Кривов Ю.И. (ред.), Торгунаков А.П. (ред.); Ю.И.(ред.) Кривов .— Кемерово : КемГМА, 2011 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176974 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кемеровская государственная медицинская академия МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ» Кемерово КемГМА 2011 1 ГОУ ВПО КемГМА Росздрава Кафедра общей хирургии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ» Кемерово КемГМА 2011 УДК 617-089(075.4) ББК 54.5я7 Под редакцией Кривова Ю. И., Торгунакова А. П. <...> О. А. Куприенко – ассистент Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по программе «Общий уход за хирургическими больными / под ред. <...> Клиническая гигиена медицинского персонала 24 Занятие № 3 Тема: Клиническая гигиена тела больного в хирургии 44 Занятие № 4 Тема: Кормление хирургического больного 59 Занятие № 5 Тема: Уход за больными в приемно-диагностическом отделении. <...> Это помощь больному при удовлетворении им основных жизненных потребностей (умыться, побриться, поесть, попить, подвигаться, освободить кишечник, мочевой пузырь и др.) <...> Можно вывести больного из состояния клинической смерти или провести на высоком уровне технически сложную операцию и потерять больного в послеоперационном периоде от недостаточного ухода (развитие пролежней, присоединение хирургической инфекции, сепсиса). <...> Программа по уходу рассчитана на проведение шести 4 четырехчасовых занятий: 1) вводное занятие; 2) клиническая гигиена медицинского персонала; 3) клиническая гигиена больного в хирургии; 4) кормление хирургического больного; 5) клиническая гигиена окружающей среды в хирургическом отделении; 6) зачет по уходу, который оценивается по пятибалльной системе. <...> 8) ситуационные задачи по теме; 9) практические навыки по теме. <...> . Отдельные области медицины, где применяются хирургические методы лечения, выделились в самостоятельные специальности: травматология, онкология, офтальмология, детская хирургия <...>
Методические_указания_для_самостоятельной_подготовки_студентов_к_практическим_занятиям_по_теме_Общий_уход_за_хирургическими_больными.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ» Кемерово КемГМА 2011
Стр.1
ГОУ ВПО КемГМА Росздрава Кафедра общей хирургии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ» Кемерово КемГМА 2011
Стр.3
УДК 617-089(075.4) ББК 54.5я7 Под редакцией Кривова Ю. И., Торгунакова А. П. Авторский коллектив Ю. И. Кривов – д-р мед. наук, профессор А. П. Торгунаков – д-р мед. наук, профессор А. А. Сашко – канд. мед. наук, доцент В. И. Рудаев – канд. мед. наук, доцент Г. П. Красильников – канд. мед. наук, доцент В. В. Володин – канд. мед. наук, доцент Е. Е. Шерстенникова – канд. мед. наук, ассистент О. А. Куприенко – ассистент Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по программе «Общий уход за хирургическими больными / под ред. Ю. И. Кривова, А. П. Торгунакова ; ГОУ ВПО КемГМА Росздрава. – Кемерово : КемГМА, 2011. – 109 с. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся на кафедре общей хирургии по специальностям: 060101 – «лечебное дело»; 060104 – «медико-профилактическое дело»; 060103 – «педиатрия». Они содержат необходимую информацию к каждому практическому занятию по программе: «Общий уход за хирургическими больными» и предназначены для самоподготовки студентов к занятию, что поможет им правильно ориентироваться в содержании темы, овладеть необходимыми знаниями и практическими навыками. Рецензенты: Павленко В. В. – д-р мед. наук, доц. каф. госпитальной хирургии ГОУ ВПО КемГМА Росздрава; Шапкин А. А. – канд. мед. наук, доц. каф. факультетской хирургии. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2011 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение Занятие № 1 Тема: Вводное занятие. История развития хирургии. Содержание предмета. Правила обучения на кафедре Занятие № 2 Тема: Понятие об уходе за больными в хирургическом отделении. История развития принципов ухода за хирургическими больными. Клиническая гигиена медицинского персонала Занятие № 3 Тема: Клиническая гигиена тела больного в хирургии Занятие № 4 Тема: Кормление хирургического больного Занятие № 5 Тема: Уход за больными в приемно-диагностическом отделении. Клиническая гигиена окружающей среды и уход за больными в урологическом отделении Занятие № 6 Тема: Клиническая гигиена окружающей среды и уход за больными в хирургическом отделении Занятие № 7 Тема: Зачетное занятие по теме «Уход» 4 6 24 44 59 70 90 109 3
Стр.5
Введение На кафедре общей хирургии учебный процесс проходит в соответствии с программой МЗ РФ «По общей хирургии с уходом за хирургическими больными». Кроме теоретических знаний студенты должны овладеть практическими навыками по уходу. Успешное усвоение основных разделов по уходу реально только при комплексном подходе к обучению: прослушивание лекций, активная работа на практических занятиях, самостоятельная работа над учебными пособиями при подготовке к практическому занятию. Уход за больными – гипургия (от греч. hypurgia – помощь, оказывать услугу) – это комплекс мероприятий, способствующих благоприятному течению болезни. Это помощь больному при удовлетворении им основных жизненных потребностей (умыться, побриться, поесть, попить, подвигаться, освободить кишечник, мочевой пузырь и др.). Наряду с этим предусматривается более существенная помощь во время патологических состояний (рвота, удушье, кашель, различные локализации болей и др.). Объем помощи по уходу зависит от состояния больного, от характера его заболевания, а у хирургического больного – еще и от проведенной операции. Задачей ухода является поддержание сил организма в борьбе с болезнью. Больному необходимо обеспечить поступление свежего воздуха (проветривание), нормальное питание, нормальные гигиенические условия и благоприятную для отдыха и сна обстановку, что позволит ему экономнее расходовать свои силы на удовлетворение обычных жизненных потребностей, и тогда у него будет больше возможностей для сопротивления болезни. Иногда качество ухода во время болезни решает ее исход. Проводимое целенаправленное лечение больного избавляет его от многих страданий, но и уход за больным нужен повседневно, и чем он лучше, тем быстрее выздоравливает больной. Плохой уход сам по себе может послужить причиной гибели больного. Можно вывести больного из состояния клинической смерти или провести на высоком уровне технически сложную операцию и потерять больного в послеоперационном периоде от недостаточного ухода (развитие пролежней, присоединение хирургической инфекции, сепсиса). Данные методические рекомендации предназначены для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям. Программа по уходу рассчитана на проведение шести 4
Стр.6
Занятие № 1 Тема: Вводное занятие. История развития хирургии. Содержание предмета. Правила обучения на кафедре 1. Введение Слово «хирургия» в буквальном переводе означает рукоделие (от греч. cheir – рука, ergon – работа, действие). Таково было определение хирургии в период ее зарождения. В настоящее время хирургия представляет собой медицинскую дисциплину, изучающую болезни и повреждения различных органов и лечение их не только лекарственными и физиотерапевтическими средствами, но и оперативными методами. Заболевания, подлежащие хирургическому лечению, весьма многообразны, и условно их можно объединить в четыре группы: 1) пороки и аномалии развития; 2) опухоли (доброкачественные и злокачественные); 3) специфические и неспецифические воспалительные процессы; 4) приобретенные отклонения в состоянии различных органов и тканей (язвы, переломы и т. п.). Отдельные области медицины, где применяются хирургические методы лечения, выделились в самостоятельные специальности: травматология, онкология, офтальмология, детская хирургия, акушерство и гинекология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, урология, микрохирургия и др. Студенты знакомятся с краткой историей хирургии, ее современным состоянием, организационными и юридическими основами хирургической деятельности, этикой и деонтологией в хирургии, понятием о ятрогении. 2. Цель Ознакомить студентов с понятием о хирургии и содержанием курса общей хирургии с уходом, с требованиями кафедры к студентам, с подразделениями базового ЛПУ и помещениями кафедры. 3. Рекомендуемые учебные пособия Основная литература: 1. Вводная лекция кафедры общей хирургии КемГМА. 2. Гостищев, В. К. Общая хирургия / В. К. Гостищев. – М., 2006. – С. 1–19. 6
Стр.8
Занятие № 2 Тема: Понятие об уходе за больными в хирургическом отделении. История развития принципов ухода за хирургическими больными. Клиническая гигиена медицинского персонала 1. Введение Уход – это комплекс мероприятий, способствующий благоприятному течению болезни. Для хирурга значение этой темы особенно важно, так как успех хирургического лечения в послеоперационном периоде во многом зависит от правильной организации лечения и ухода за больными. В повседневной жизни под уходом за больными обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных естественных потребностей (еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника и мочевого пузыря). Уход подразумевает также создание больному оптимальных условий пребывания в стационаре или дома – тишины и покоя, удобной и чистой постели, свежего нательного и постельного белья. В медицине понятие «уход за больными» трактуется более широко. Уход фактически выделяется в самостоятельную дисциплину и представляет собой целую систему мероприятий, включающих в себя правильное и своевременное выполнение различных лечебных назначений, диагностических манипуляций, подготовку к специальным исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание больному первой доврачебной помощи. Уход за больными является неотъемлемой частью лечебного процесса. Нередко успех лечения и прогноз заболевания всецело определяются качеством ухода. Так, можно безукоризненно выполнить сложную операцию, но затем потерять больного из-за прогрессирования застойных воспалительных явлений в легких, возникших в результате его длительного вынужденного неподвижного положения в постели. Можно добиться полного сращения костных отломков после тяжелого перелома, но больной умрет из-за пролежней, образовавшихся за это время вследствие плохого ухода. 24
Стр.26
Занятие № 3 Тема: Клиническая гигиена тела больного в хирургии 1. Введение Соблюдение правил личной гигиены больного, содержание в чистоте палаты, постельные принадлежности больного создают условия для скорейшего выздоровления больных и предупреждают развитие многих осложнений. Это определяет актуальность данной темы. 2. Цель Изучить правила ухода за телом хирургического больного с общим и постельным режимом, изучить требования к гигиене белья, одежды, личных вещей больных. Ознакомить студентов с общими особенностями ухода за оперированными больными. 3. Рекомендуемые учебные пособия Основная литература: 1) Шевченко, А. А. Клинический уход за хирургическими больными / А. А. Шевченко. – М., 2008. – С. 111–135, 146–154. Дополнительная литература: 1) Туркина, Н. В. Общий уход за больными / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. – М., 2007. – С. 114–136. 2) Гребенев, А. Л. Основы общего ухода за больными / А. Л. Гребнев, А. А. Шептулин. – М., 1991. – С. 38–52. 3) Мухина, С. А. Общий уход за больными / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М., 1989. – С. 54–69. 4. План самоподготовки Студент по вышеуказанным пособиям изучает правила ухода за телом хирургического больного с общим и постельным режимами, требования к гигиене белья, одежды, личных вещей больных; знакомится с общими особенностями ухода за оперированными больными. 44
Стр.46
Занятие № 4 Тема: Кормление хирургического больного 1. Введение Знание этой темы важно для врача, так как рациональное питание больного является одним из важнейших условий правильного и эффективного ухода и имеет непосредственное лечебное значение. В зависимости от состояния больного и характера заболевания питание может проводиться по-разному, различают: 1) естественное питание (активное – больные, находящиеся на общем режиме, принимают пищу сами; пассивное – больных, находящихся на постельном режиме, кормит медсестра); 2) искусственное питание (зондовое – питание проводят через желудочный зонд, гастро- или еюностому); 3) парентеральное питание (внутривенное введение питательных р-ров). Диета больному назначается лечащим врачом. Старшая медсестра хирургического отделения составляет порционник на всех больных, находящихся в отделении, и передает его на кухню, где согласно указанным столам готовят пищу. Приготовленную пищу из кухни доставляют в чистых термосах с плотно закрытой крышкой на специальной тележке в раздаточную комнату хирургического отделения, откуда она разносится в столовую и по палатам. Ответственность за правильное диетическое питание возлагается на диетврача и диетсестру. 2. Цель Изучить вопросы организации питания больного с общим и постельным режимом в хирургическом стационаре. Усвоить правила приема передач, специальные способы кормления тяжелых больных. 3. Рекомендуемые учебные пособия Основная литература: 1) Шевченко, А. А. Клинический уход за хирургическими больными / А. А. Шевченко. – М., 2008. – С. 136–140. Дополнительная литература: 1) Туркина, Н. В. Общий уход за больными / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. – М., 2007. – С. 141–159. 2) Мухина, С. А. Общий уход за больными / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. – М., 1989. – С. 70–90. 59
Стр.61
Занятие № 5 Тема: Уход за больными в приемно-диагностическом отделении. Клиническая гигиена окружающей среды и уход за больными в урологическом отделении 1. Введение В основу данной темы положены принципы ухода за хирургическими больными в приемно-диагностическом и в урологическом отделениях клиники общей хирургии. Любой стационар лечебного учреждения начинается с приемного отделения, которое является как бы пограничным между внешним миром и внутрибольничной средой. Приемный покой является важным лечебно-диагностическим отделением. Как театр начинается с гардероба, так и стационар начинается с приемного отделения – это лицо лечебного учреждения. От правильных действий медперсонала приемного отделения зависит сохранение жизни экстренно поступающих больных, благополучие санитарно-эпидемического режима во всей больнице, – в этом плане приемное отделение выполняет роль санпропускника. Что касается урологического отделения, то это узко специализированное отделение, которое занимается лечением больных с нарушениями в мочевыделительной системе. Оно имеет свои особенности по обследованию, лечению и уходу за больными. Во время занятия студенты знакомятся с этой работой. 2. Цель Студенты должны познакомиться со структурой и режимом работы приемного отделения, функциональными обязанностями медсестры и врача, усвоить основные принципы по уходу за больными, поступающими в стационар. Кроме этого, студенты должны познакомиться со структурой, режимом работы урологического отделения, правилами ухода за больными с нарушениями в мочевыделительной системе. 3. Рекомендуемые учебные пособия Основная литература: 1) Шевченко, А. А. Клинический уход за хирургическими больными / А. А. Шевченко. – М., 2008. – С. 60–68, 77–87. 70
Стр.72
4) Измерять температуру тела больного в подмышечной впадине. 5) Осуществлять подготовку операционного поля у экстренного больного. 6) Транспортировать больного из приемного в хирургическое отделение и операционный зал. 7) Владеть методикой катетеризации мочевого пузыря у мужчин. 8) Владеть методикой катетеризации мочевого пузыря у женщин. Занятие № 6 Тема: Клиническая гигиена окружающей среды и уход за больными в хирургическом отделении 1. Введение Организм больного, требующий хирургического вмешательства и тем более оперированного, особенно чувствителен к неблагоприятным условиям окружающей среды, более предрасположен к инфекционным осложнениям. Поэтому соблюдение санитарногигиенического режима в хирургическом отделении является строго обязательным, непременным условием для выздоровления больных. Это определяет актуальность данной темы. 2. Цель Студенты должны познакомиться со структурой хирургического стационара, с размещением, планировкой и функционированием его подразделений. Усвоить значение этих факторов в рациональной организации труда и профилактике госпитальной инфекции. Иметь представление о лечебно-охранительном режиме хирургического отделения и проведении санитарно-гигиенических мероприятий. Изучить вопросы, связанные с подготовкой и обследованием больных к экстренным и плановым операциям, с уходом за больными в послеоперационном периоде. 3. Рекомендуемые учебные пособия 1. Основная литература: 1) Шевченко, А. А. Клинический уход за хирургическими больными / А. А. Шевченко. – М., 2008. – С. 161–170, 179–188, 209–217. 2) Туркина, Н. В. Общий уход за больными / Н. В. Туркина, А. Б. Филенко. – М., 2007. – С. 11–38, 222–250, 292–296, 337–345, 363–367. 90
Стр.92
Занятие № 7 Тема: Зачетное занятие по теме «Уход» Студенты дома готовятся к сдаче зачета, повторяют все вопросы, изученные по теме «Уход», отрабатывают практические навыки. На занятии прием зачета проходит одновременно у студентов всей группы. Каждый студент получает блок из 5 вопросов, которые разбирались на предыдущих практических занятиях, и в течение 30– 40 мин. дает на них письменные ответы. Преподаватель затем проверяет работы и оценивает их по пятибалльной системе. Преподаватель может принимать зачет и по тестам. В этом варианте студенту дается блок, состоящий из 10 тестов. На листочке студент дает ответ, а преподаватель проверяет их правильность по эталону ответов и оценивает также по пятибалльной системе. 109
Стр.111
Учебное издание Кривов Юрий Иванович Торгунаков Аркадий Петрович Сашко Александр Алексеевич Рудаев Владимир Иванович Красильников Геннадий Петрович Володин Василий Васильевич Шерстенникова Елена Евгеньевна Куприенко Ольга Александровна МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ТЕМЕ «ОБЩИЙ УХОД ЗА ХИРУРГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ» Корректор, технический редактор – Вавилова К. М. Художественный редактор – Сапова Т. А. Ответственный редактор – Кривов Ю. И. Подписано в печать 24.02.2011. Тираж 300 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 6,3. Печать трафаретная. Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. http://www.kemsma.ru/rio/ Требования к авторам: http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml 110
Стр.112