Естественные и технические науки, № 5, 2014 Шадрин С.С., кандидат технических наук, доцент Алексеев В.А. <...> Иванов А.М., доктор технических наук, профессор Солнцев А.Н., кандидат технических наук, профессор (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-РАСЧЕТНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН В ЭКСПЛУАТАЦИИ В статье рассмотрена возможность получения в реальном времени зависимости коэффициента сцепления от коэффициента относительного проскальзывания в продольном направлении для идентификации типа дорожного покрытия, приводятся результаты экспериментальных исследований. <...> CALCULATION-EXPERIMENTAL METHOD OF DETERMINING GRIP PROPERTIES PNEUMATIC TYRES IN OPERATION The article describes the possibility of real-time adhesion co-efficient versus longitudinal slip estimation in the case of road surface type identifying, the experimental results are presented. <...> Введение Важнейшей характеристикой колеса, на основе которой строится алгоритм работы системы активной безопасности, является зависимость коэффициента сцепления (окружной силы) в тангенциальном направлении μх от коэффициента относительного проскальзывания s, или так называемая μх-s-кривая. <...> Определение сцепных характеристик В качестве расчетной схемы была использована «велосипедная» схема, в которой скорости переднего и заднего колес равнялись среднему арифметическому скоростей передних и задних колес соответственно: = По формуле коэффициента относительного проскальзывания в продольном направлении с учетом только прямолинейного движения и тягового режима, получаем: Уравнение движения автомобиля по прямолинейной траектории в тяговом режиме, без = − = д −а а = − учета уклона дорожного полотна, выглядит следующим образом: =т −к −а (4), Тяговая сила, в свою очередь, рассчитывается по формуле: т =сц (5), 107 направлении; т — тяговая сила; к — сила сопротивления качению; а — сила аэродинамического сопротивления. где: — масса <...>