Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности. Диссертация (220,00 руб.)

1   0
Первый авторЧулюкина Марина Геннадиевна
Издательство[Б.и.]
Страниц176
ID48559
АннотацияВ диссертации рассматриваются дневники общественных деятелей, писателей и журналистов, которые были впервые опубликованы в период с 1985 по 1995 гг. в общественно-политических и литературных журналах, например, «Дневник» К.И. Чуковского, «Дневник» М.М. Пришвина, «Из рабочих тетрадей» А.Т. Твардовского и др. Впервые предпринята попытка вписать дневник в систему публицистических жанров, на основе анализа малоизученных дневников, выявить своеобразие дневников как жанровой формы публицистического отображения действительности. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в учебном процессе. Накопленный материал можно также использовать в изучении истории журналистики, творческих биографий известных российских учёных, писателей, журналистов, общественно-политических деятелей ХХ века.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов, изучающих публицистику, журналистику.
УДК821.0
Чулюкина, М.Г. Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности. Диссертация / М.Г. Чулюкина .— Диссертация .— : [Б.и.], 2009 .— 176 с. — Библиогр. - с. 158-176 .— URL: https://rucont.ru/efd/48559 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 На правах рукописи ЧУЛЮКИНА Марина Геннадьевна ДНЕВНИК КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ: ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Специальность 10.01.10 – Журналистика ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук Казань – 2009 2 ОГЛАВЛЕНИЕ стр. <...> Дневниковые тексты представлены в статьях сборника в первую очередь как средство самосознания, культурного самоопределения и построения своей личности. <...> Сейчас, когда всѐ заметней тенденция к выдвижению документальных жанров на авансцену современного художественного процесса, появились 1 Hellbeck J. <...> «Полифония текстов в культуре»2 дана общая характеристика дневника, где дневник представлен неполно, преимущественно в ракурсе житейского текста. <...> В работе «Русский литературный дневник ХIХ века»3 О.Г. Егоров впервые исследовал дневники как явление литературы – рассмотрел структурные элементы дневника, его эволюцию, связи с художественной прозой. <...> «Жанр дневника и проблемы его типологии»4 предпринята попытка развить идеи О.Г. Егорова, и рассмотреть проблемы жанра, предложена оригинальная модель и типология. <...> Любопытна работа Л.М. Гапеки и А.В. Лашкевич «Личный дневник как жанр суб-литературы: проблема структуры и функции «DIARY» в 1 Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов Международной научной конференции (3-6 мая 2006г.) <...> Также существует ряд диссертационных исследований по отдельным дневникам разных авторов. <...> Предметом исследования стало своеобразие дневников, как жанровой формы публицистического отображения действительности. <...> Цель диссертационной работы состоит в выявлении существенных характеристик дневника, определяющих его своеобразие как публицистического жанра. <...> Определить жанрообразующие признаки дневника, позволяющие включить его в систему публицистических жанров; <...> Выявить <...>
Дневник_как_жанр_публицистики_предметно-функциональные_особенности._Диссертация.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.155
Стр.156
Стр.157
Дневник_как_жанр_публицистики_предметно-функциональные_особенности._Диссертация.pdf
1 На правах рукописи ЧУЛЮКИНА Марина Геннадьевна ДНЕВНИК КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ: ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Специальность 10.01.10 – Журналистика ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук Казань – 2009
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ стр. Введение……………………………………………………………......................... 2 Глава I. Дневник как жанр публицистики …………………………………..………….12 1. Особенности публицистического отображения действительности………….12 2. Жанрообразующие признаки публицистического дневника………...........….19 3. Жанровые разновидности публицистического дневника……………...…..…74 Глава II. Предметно-функциональные особенности публицистического дневника...87 1. Дневник как средство отображения социально-значимых событий…………………………………………………….……….....………....87 2. Дневник как средство создания портретов современников………..........103 3. Дневник как свидетельство развития личности автора…………...……..120 Заключение…………………...……………………….……………………..…...154 Список источников………………………………………….………...………... 157 Список литературы………………………….……....…………....………..……163
Стр.2
3 Введение Дневник занял заметное место в литературно-художественных и общественно-политических изданиях последних десятилетий. Если популярность того или иного жанра становится показателем духовного состояния общества, то востребованность этого жанра сегодня вполне объяснима. Мы переживаем время самопознания, порой трудного и болезненного, познания своей истории, своих мифов, кумиров, заблуждений и пр. И это предполагает повышенную ценностную нагрузку дневниковой публицистики. Ведь дневник является одним из ключевых средств духовного самоопределения личности, выработки собственной идентичности, кроме того,– он представляет сведения относительно исторических событий, быта и нравов определенной эпохи. В большинстве случаев россияне проявляют интерес к дневнику именно как к способу сохранения исторической памяти. Нынешний интерес к документальности – это, прежде всего, результат нового обострения в мире проблем общественных, результат социального поиска. Тем не менее, теория дневниковой публицистики недостаточно разработана, она остается одной из наименее теоретически изученных областей словесности. Все это делает проблему исследования дневниковой публицистики актуальной. Степень разработанности проблемы. Изучением дневников занимаются многие научные дисциплины – литературоведение, лингвистика, социология, история, философия, культурология. Предметом исследований являются специфика жанра литературного дневника, его история, эволюция, связи с художественной прозой и документалистикой. Первой крупной в свое время можно считать работу Л.М. Розенблюм «Творческие дневники Достоевского»1, в которой отражены творческие искания, эстетические взгляды, особенности 1 Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского / Л.М. Розенблюм. – М., 1981. – 368 с.
Стр.3
4 поэтики Достоевского, но в ней не поднята проблема жанровой формы, структуры. Больше всего спорят о своеобразии дневника, может ли он считаться жанром литературы или же это «междужанровое явление», и пр. Часть исследователей относят дневник к литературным жанрам (О.Г. Егоров), некоторые – к мемуарной прозе (А.Г. Тартаковский), часть – к мемориальной (В. Д. Оскоцкий), кто-то – к суб-литературе (Л. М. Гапека, А.В. Лашкевич), кто к промежуточным жанрам (Л. Гинзбург). Кроме того, исследовательский интерес представляют лексико-стилистические особенности текстов, жанровое своеобразие, типология, и т.д. В 2000 – 2002 г.г. российские и французские ученые в рамках Международной программы научного сотрудничества исследовали тексты дневников, мемуаров, писем, автобиографий. Результатом исследований стал выпущенный Институтом мировой литературы Российской Академии наук сборник «Автобиографическая практика в России и во Франции». Дневниковые тексты представлены в статьях сборника в первую очередь как средство самосознания, культурного самоопределения и построения своей личности. Внимание уделено таким аспектам практики ведения дневника, как адресат, язык, метадискурс, представление своего «я». Американский историк, исследователь российских дневников 1930х годов Йохен Хеллбек рассматривает дневники как исторический документ, отражение коллективного сознания как с психологической, так и с социальной точек зрения1. Сейчас, когда всѐ заметней тенденция к выдвижению документальных жанров на авансцену современного художественного процесса, появились 1 Hellbeck J. Fashioning the Stalinist Soul: The Diary of Stepan Podlubny (1931—1939) // Stalinism: New Directions / Ed. by Sheila Fitzpatrick. New York, 2000. Р. 77— 116; Idem. Working, Struggling, Becoming: Stalin-Era Autobiographical Texts // Russian Review. 2001. № 60 (July). Р. 340—359; Idem. The Diary Between Literature and History: A Historian’s Critical Response // Russian Review. 2004. № 63 (October). Р. 621—629.
Стр.4
5 работы, посвященные поэтике мемуарно-автобиографической литературы (А.Г. Тартаковский, В. Д. Оскоцкий, И.О. Шайтанов). Следует отметить, что и в настоящее время в отечественной науке появился ряд работ, посвященных жанровой специфике дневника – как диссертационных исследований, так и отдельных научных статей. Вызывают интерес материалы международной конференции филологического факультета Казанского государственного университета, «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве»1. В рамках указанных работ дневники исследуются в аспекте литературоведения – художественная типология и метод, признаки, содержательные и функциональные особенности, композиция и сюжет, стиль, образы, хронотоп. В книге Учѐновой В.В. и Шомовой С.А. «Полифония текстов в культуре»2 дана общая характеристика дневника, где дневник представлен неполно, преимущественно в ракурсе житейского текста. В работе «Русский литературный дневник ХIХ века»3 О.Г. Егоров впервые исследовал дневники как явление литературы – рассмотрел структурные элементы дневника, его эволюцию, связи с художественной прозой. В диссертации Поляк Д.М. «Жанр дневника и проблемы его типологии»4 предпринята попытка развить идеи О.Г. Егорова, и рассмотреть проблемы жанра, предложена оригинальная модель и типология. Кроме того, существует ряд публикаций в виде отдельных статей в научных изданиях. Любопытна работа Л.М. Гапеки и А.В. Лашкевич «Личный дневник как жанр суб-литературы: проблема структуры и функции «DIARY» в 1 Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов Международной научной конференции (3-6 мая 2006г.). – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. – 488 с. 2 Ученова В.В., Шомова С.А. Полифония текстов в культуре. – М.: Омега –Л, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 392с. 3 Егоров О.Г. Русский литературный дневник ХIХ века. История и теория жанра: Исследование / О.Г. Егоров. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 280с. 4 Поляк Д.М. Жанр дневника и проблемы его типологии. (Автореф. диссерт. на соиск. уч. ст. к.ф.н.), Алматы, 2004. – 32с.
Стр.5
6 контексте межкультурной коммуникации»1, в которой представлены проблемы функционального подхода к так называемой «суб-литературе» и дается попытка анализа явления дневниковой культуры. Также существует ряд диссертационных исследований по отдельным дневникам разных авторов. В частности – О. Б. Бобровой2, А.М. Новожиловой3, Щуровой В.В.4, Тарасовой Н.А.5, Синяковой Л.Н.6. Все названные выше подходы в анализе феномена дневников являются, безусловно, позволяющими увидеть многие грани исследуемого явления. В то же время, их нельзя считать исчерпывающими. Новое знание о сути дневника, его предмете, функциях в общественной жизни можно получить, исходя из точки зрения на это социокультурное явление, которое существует в публицистике. Само понятие публицистики как пограничной, «переходной» сферы деятельности, объединяющей литературу, политику, журналистику и др., позволяет взглянуть на еѐ (публицистики) жанры, как на синтетичные, интегративные, переходные формы отображения действительности, в которых исследователи, представляющие разные сферы деятельности (литературу, политику, журналистику, культуру и пр.), с полным правом находят свой аспект исследования, свой угол зрения на один и тот же феномен. И это объяснимо. Относя дневник к сфере публицистики, мы 1Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (3 – 6 мая 2006 г.). – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. – С. 391 2 Боброва О. Б. Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.01. – русская литература / О.Б. Боброва. – Волгоград, 2007. – 24с. 3 Новожилова А.М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.01. – русская литература / СПб., 2004. – 22с. 4 Щурова В.В. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.10 / Воронеж. гос. ун-тет, Воронеж, 2005. – 21с. 5 Тарасова Н.А. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского 1876г.: творческая эволюция и история текста: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.10 / Петрозаводск. гос. ун-тет, Петрозаводск. – 2001. – 17с. 6 Синякова Л.Н. ««Дневник писателя» Ф.М. Достоевского за 1876г. как идейно-художественное единство: : автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.10 / Томск. Гос. ун-тет им. Куйбышева, Томск. – 1988. – 19с.
Стр.6
7 получаем возможность интегративного объяснения данного феномена. О том, что существуют все основания для подобного включения дневника в сферу публицистики, сказано далее, в разделе, посвященном выявлению сути публицистики, как сферы деятельности. Решению этой проблемы были посвящены работы известных исследователей публицистики Е.И. Журбиной, В.М. Горохова, Л.Е. Кройчика, Я.Р. Симкина, Е.П. Прохорова, М.И. Стюфляевой, М.С. Черепахова, В.В. Ученовой, и т.д. Объектом исследования данной работы являются дневники общественных деятелей, писателей и журналистов ХХ века. После отмены цензурных ограничений в эпоху перестройки толстые журналы публиковали острейшие материалы на разные темы художественной и общественнополитической жизни страны, выйдя далеко за рамки узколитературных изданий, вследствие чего невероятно возросла их популярность. Тираж одного только «Нового мира» в 1990 году был 2млн. 710 тыс. экземпляров. Появилась возможность восстановить замалчиваемую историю, опубликовать источники, десятилетиями лежавшие в архивах. В данной работе мы ограничились лишь тем дневниками, которые были впервые опубликованы в период с 1985 по 1995г. в общественно-политических и литературных журналах. А именно: «Дневник» К.И. Чуковского, «Дневник» М.М. Пришвина, «Из рабочих тетрадей» А.Т. Твардовского, «Уральский дневник» М. Шагинян, «Из дневников» О. Берггольц, «Дневник» Д.В. Философова, «Из записных книжек» В. Шаламова, «Из новомирского дневника» А. Кондратовича, «Боже какая ужасная жизнь…» Д. Хармса, «Коренные изменения неизбежны» В. Вернадского, «Дневник» Н. Пунина, «Поденные записи» Д. Самойлова, «Дневник остарбайтера» В.М. Баранова, «Дневниковые записи» М.Ф. Андреевой, «Записи 1920-1930х годов. Из неопубликованного» Лидии Гинзбург, «Записи военных лет» М.С. Волошиной, «Крылатое племя» А. Первенцева. Систематическая публикация целого пласта дневников различных авторов – политиков, ученых, артистов, писателей, журналистов, общественных
Стр.7
8 деятелей – требует особого осмысления этого явления. Предметом исследования стало своеобразие дневников, как жанровой формы публицистического отображения действительности. Цель диссертационной работы состоит в выявлении существенных характеристик дневника, определяющих его своеобразие как публицистического жанра. В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Обозначить особенности публицистического действительности; 2. Определить жанрообразующие признаки дневника, позволяющие включить его в систему публицистических жанров; 3. Выявить жанровые разновидности публицистического дневника, демонстрирующие предметно-тематичесие, функциональные возможности и специфику методов дневникового отображения действительности; 4. Обозначить возможности дневникового жанра в показе эволюции личности автора. На защиту выносятся следующие положения: 1. Дневнику свойственен публицистический характер отображения действительности, что проявляется в присущих ему предмете, функциях и методах; 2. Дневник представляет собой один из жанров современной публицистики; 3. Главными функциями дневника выступают историческая, ценностноидеологическая, коммуникативная; 4. Предметом отображения в дневниках выступают актуальные социальнозначимые события, процессы, ситуации, феномены; 5. Дневнику присуще специфическое применение свойственных публицистике методов отображения действительности. Методологическую и теоретическую базу составил комплекс отображения
Стр.8
9 общетеоретических и специализированных методов исследования – социальноисторический, формально-логический, сравнительный, анализа документов, историко-журналистский, биографический и так далее. В ходе исследования были использованы труды исследователей теории и истории литературы и журналистики. Общетеоретическую опору исследования составляют работы М.М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, А.А. Роота, Г.А. Тартаковского, С.К. Шайхитдиновой и др. В теории жанров отечественной литературы и журналистики мы опирались на труды О. Г. Егорова, Л. Е. Кройчика, А. А. Тертычного, В.В. Ученовой, В. Е. Хализева, М.С. Черепахова, Я. И. Явчуновского. Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые предпринята попытка вписать дневник в систему публицистических жанров, на основе анализа малоизученных дневников, опубликованных в журналах «Звезда», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь». Теоретическая значимость исследования состоит в получении нового знания о сущности дневника, как жанра публицистики, о его предмете, функциях, методах отображения действительности, о жанровых разновидностях дневника. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в учебном процессе, при изучении спецкурсов и спецсеминаров «Дневник как публицистический жанр», «Публицистический дневник в российской культуре». Накопленный материал можно также использовать в изучении истории журналистики, творческих биографий известных российских ученых, писателей, журналистов, общественно-политических деятелей ХХ века. Апробация работы. Основные положения исследования прошли апробацию на Всероссийских научно-практических и международной конференциях: I Всероссийской научно-практической конференции «Эволюция жанров в истории российской журналистики» (г. Самара, 2007); V
Стр.9
10 Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты (г. Казань); II Всероссийской научнопрактической конференции «Жанровая палитра современных масс-медиа» (г. Самара, 2008); II международной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (г. Казань, 2008); III Всероссийской научно-практической конференции «Жанровая стратегия современных массмедиа» (г. Самара, 2009), а также на итоговых научных конференциях Казанского университета. Основные положения отражены в журнале, рецензируемом ВАК: 1. Чулюкина М.Г. Дневник М.М. Пришвина: поиски идентичности / М.Г. Чулюкина //Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 150, серия Гуманитарные науки, кн. 4. – Казань, - 2008, - С. 170 2. Чулюкина М.Г. Дневник как «литературное подполье» / М. Чулюкина // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 15?, серия Гуманитарные науки. – Казань, - 2009, - (сдано в печать). В научных изданиях, в том числе в форме тезисов: 1. Чулюкина М. Литературные портреты в «Дневнике» К.И. Чуковского (к 15летию выхода) / М. Чулюкина // Тонус: Научное и учебно-методическое издание факультета журналистики и социологии КГУ. – Казань: Изд-во Казан. Гос. ун-та. – 2007. – №16. – С. 124- 131 2. Чулюкина М.Г. А.Т. Твардовский и традиции дневникового дискурса ХIХ века, Информационное поле современной России: практики и эффекты. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 19 – 20 октября 2007 года / под ред. В.З. Гарифуллина / Составитель Р.П. Баканов. – Казань: Изд-во Казанск. гос. Ун-та, 2007. – С. 75-81 3. Чулюкина М.Г. Дневник как разновидность эссеистики / М. Чулюкина // Эволюция жанров в истории российской журналистики: тезисы Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 15-16 марта 2007г. – Самара: Издательство «Универс групп», 2007. – С. 94-95
Стр.10
11 4. Чулюкина М. Г. Дневник и эссе: к поэтике жанра / М. Чулюкина // Эволюция жанров в истории российской журналистики: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 15-16 марта 2007г. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – С. 113-117 5. Чулюкина М. Г. «Черновики» А. Т. Твардовского и традиции дневниковой культуры ХIХ века / М. Чулюкина // Жанровая палитра современных массмедиа: тезисы II Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 20-21 марта 2008г. – Самара: Издательство «Универс групп», 2007. – С. 84-85 6. Чулюкина М. Г. «Рабочие записки» А. Т. Твардовского в контексте дневниковой культуры ХIХ века / М. Чулюкина // Жанровая палитра современных масс-медиа: сборник научных статей II Всероссийской научнопрактической конференции г. Самара 20-21 марта 2008г. – Самара: Издательство «Универс групп», 2007. – (сдано в печать). 7. Чулюкина М. Дневник как отражение эпохи / М. Чулюкина // Жанровая стратегия современных масс-медиа: тезисы III Всероссийской научнопрактической конференции г. Самара 19-20 марта 2009г. – Самара: Издательство «Универс групп», 2009. – С.107-109 8. Чулюкина М. Дневник как жанр документальной литературы / М. Чулюкина // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции (5 – 9 мая 2008г.). – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2008. – С. 163-169 9. Чулюкина М.Г. Публицистический дневник как летопись эпохи / М. Чулюкина // Жанровая стратегия современных масс-медиа: сборник научных статей III Всероссийской научно-практической конференции г. Самара 19-20 марта 2009г. – Самара: Издательство «Универс групп», 2009. – (сдано в печать). Структура работы определена целью исследования и вытекающими из неѐ задачами. Диссертационное исследование «Дневник как жанр публицистики: предметно-функциональные особенности» состоит из введения,
Стр.11
12 двух глав, заключения и списка источников и литературы, включающего 213 наименований. Общий объем диссертации – 175 страниц. Аннотация работы по главам. В первой главе диссертационной работы специфика публицистического стиля отображения обозначена действительности, рассмотрены еѐ (публицистики) функции, дана характеристика публицистических выступлений. Представлен краткий исторический обзор дневникового жанра, Кроме того, выявлены жанрообразующие признаки, объединяющие дневник с жанрами публицистики, и обозначена специфика дневниковых методов, единых для публицистики, что позволило включить дневник в систему публицистических жанров. Во второй главе рассмотрены функции дневникового жанра. Исходя из того, что документализм и синхронность отображения реальным событиям первичные признаки, то функция сохранения детальной информации в дневнике является первичной. Предметно-функциональные особенности дневника заключаются и в том, что рассматриваемый жанр обладает специфическими возможностями в передаче и сохранении как портретов современников, так и автора дневника, при этом обнаруживается широкий потенциал возможностей отображения событий социума и жизни автора в длительной перспективе.
Стр.12
155 Заключение На сегодняшний день чѐткого определения публицистического дневника нет, поэтому представляется необходимым предложить как вариант следующую формулировку – Публицистический дневник – это особая форма публицистического повествования, не ограниченная рамками уже известных жанров, которые могут быть включены в него в той или иной мере и отражающая социально значимые проблемы с опорой на документальность. Ценность его видится в детализированной информации о личностях и эпохе в процессе их становления и развития. Публицистический дневник представляет собой достаточно сложное явление, многогранное, неоднозначное и, безусловно, не может быть исследовано полностью в рамках данной работы. Некоторые вопросы нуждаются в дополнительном подробном рассмотрении. Это, в частности, касается проблемы теории жанра. В настоящий момент дневник рассматривается в качестве литературного произведения или междужанровой системы. Важный момент работы заключался в том, чтобы поднять вопрос о публицистичности жанра дневника. Для этого были рассмотрены ряд дневников общественно-политической направленности с целью выявления характерных признаков, присущих публицистике. Выявлена специфика художественнодокументальной структуры текста дневника, обозначены предметнофункциональные особенности, способы организации материала в дневнике, а также определена роль и значение авторской позиции и еѐ эволюция в дневнике. Для достижения цели были поставлены и решены ряд задач, в соответствии с которыми были сделаны следующие выводы: 1. Спецификой публицистического отображения действительности является опора на документальность, социальная значимость поднимаемых проблем в
Стр.155
156 авторском изложении. 2. Признаки дневника имеют жанрообразующее сходство с жанрами публицистики, что позволяет включить дневник в систему жанров публицистики 3. Предметно-тематические, функциональные, а также особенности методов изложения в дневниках демонстрируют жанровые разновидности публицистического дневника. 4. Жанровая свобода дневника, специфика, выражающаяся в продолжительности ведения, позволяет проследить эволюцию личности автора дневника. Дает возможность выявить причины возникновения проблем отчуждения и идентичности личности. Дневнику, как самостоятельному жанру публицистики, свойственны следующие особенности: 1. Аспекты отображения – жанровая специфика позволяет автору не ограничиваться в способе и предмете изложения; 2. Реализация функций – дневниковая публицистика имеет тенденцию отсроченного воздействия на аудиторию. Эволюция дневника от интимного повествования ХVIII века к публичности века ХХ особенно ярко проявляется в последние годы. На развитие современной дневниковой формы оказали влияние новые технологии. Следует отметить, что в последние годы большое развитие получила новая форма дневника – виртуальный дневник, имеющий в своей основе типологическое сходство с классическим дневником. Это особый тип дневникового жанра, требующий отдельного исследования. Так, интернетовский «LiveJournal» (Живой журнал) в значительной мере, включая само название, опирается на уже существующие жанровые структуры. Кажущееся отличие дневника «ЖЖ» от опубликованного состоит в установке автора блога на поиск людей, разделяющих его жизненную позицию, для общения с ними, в отличие от дневника рукописного. Однако авторы обоих
Стр.156
157 типов дневников создают коммуникативный текст, и в обоих случаях сущность дневника является направленной на читателя, разница лишь в том, что интернет-дневники создаются с установкой на немедленную реакцию, что усиливает их публицистичное значение. Хотя в содержательном плане основную массу интернет-дневников трудно отнести к публицистике.
Стр.157