Содержание
"Москвитянин" о Копернике
Августейшие путешественники
Блестящие страницы в историю русского фельетона вписал Александр Иванович Герцен (1812-1870), перу которого принадлежат превосходные образцы этого жанра, публиковавшиеся в 40-х годах в
журнале "Отечественные записки", а в 60-х годах -- в "Колоколе". <...> Талант Герцена-фельетониста заметен
уже в его ранней публицистике, но в полную меру он проявился в период борьбы "Отечественных
записок" против органа официальной народности -- журнала "Москвитянин". <...> Фельетоны Герцена -"Москвитянин о Копернике", "Путевые записки г. Ведрина" и др.-- раскрыли новые черты этого жанра,
возможность использования формы фельетона как пародии на другие жанры. <...> Фельетон "Москвитянин о
Копернике" написан в виде рецензии на одну из статей этого журнала, а "Путевые записки г. Ведрина" -как пародия на путевой дневник редактора "Москвитянина" М. Погодина <...> Фельетоны Герцена в "Колоколе", которые были недоступны красному карандашу цензора,
разоблачали преступную политику царя. <...> Портреты представителей царской фамилии, мастерски
нарисованные Герценом-фельетонистом ("Августейшие путешественники", "Правительственная агитация
и журнальная полиция" и др.), привели в бешенство придворные круги. <...> Для фельетонов А. И. Герцена
характерны публицистическая острота, сатирическая направленность, ясно выраженная образная основа. <...> МОСКВИТЯНИН" О КОПЕРНИКЕ
8 9 No "Москвитянина" напечатан "Голос за правду" 1), голос благородного негодования за
помещение Коперника2) в число Walhalla's Genossen {Товарищей по Валгалле5) (нем.) <...> Предупреждая злые толки, мы поднимаем наш слабый
голос, чтоб объяснить некоторые резкие звуки мощного голоса за правду в 9 No "Москвитянина". <...> Голос,
мало-помалу одушевляясь, возвещает в лирическом пафосе, как в Кракове Коперник духовно сочетался с
великими мировыми именами Галилея 3), Кеплера 4), Ньютона, по следам которых шел и которых
оставил далеко за собою... <...> {"Голос" так твердо
уверен, что в Европе <...>
Фельетоны.pdf
А. И. Герцен
Фельетоны
Русский фельетон. В помощь работникам печати.
М., Политической литературы, 1958.
OCR Бычков М. Н.
Содержание
"Москвитянин" о Копернике
Августейшие путешественники
Блестящие страницы в историю русского фельетона вписал Александр Иванович Герцен (1812-1870),
перу которого принадлежат превосходные образцы этого жанра, публиковавшиеся в 40-х годах в
журнале "Отечественные записки", а в 60-х годах -- в "Колоколе". Талант Герцена-фельетониста заметен
уже в его ранней публицистике, но в полную меру он проявился в период борьбы "Отечественных
записок" против органа официальной народности -- журнала "Москвитянин". Фельетоны Герцена -"Москвитянин
о Копернике", "Путевые записки г. Ведрина" и др.-- раскрыли новые черты этого жанра,
возможность использования формы фельетона как пародии на другие жанры. Фельетон "Москвитянин о
Копернике" написан в виде рецензии на одну из статей этого журнала, а "Путевые записки г. Ведрина" -как
пародия на путевой дневник редактора "Москвитянина"М. Погодина.
Фельетоны Герцена в "Колоколе", которые были недоступны красному карандашу цензора,
разоблачали преступную политику царя. Портреты представителей царской фамилии, мастерски
нарисованные Герценом-фельетонистом ("Августейшие путешественники", "Правительственная агитация
и журнальная полиция" и др.), привели в бешенство придворные круги. Для фельетонов А. И. Герцена
характерны публицистическая острота, сатирическая направленность, ясно выраженная образная основа.
Большую роль в них играют афоризмы, заключающие замечательные по своему блеску, многозначности и
остроте образы и мысли. Герцен часто переводит бытовые детали в социальный, политический план, что
значительно повышает разящую силу его фельетонов, их эмоциональное воздействие на читателя.
"МОСКВИТЯНИН" О КОПЕРНИКЕ
8 9 No "Москвитянина" напечатан "Голос за правду" 1), голос благородного негодования за
помещение Коперника2) в число Walhalla's Genossen {Товарищей по Валгалле5) (нем.).-- Ред.}. Гнев
груди, из которой вырвался голос за правду, с самого начала обличает волнение, не позволяющее голосу
оставаться в пределах логики, хронологии и даже приличия. Но самое это одушевление возбудило всю
нашу симпатию: одни сильные чувства ничем не вяжутся. Такие голоса слушаются не умом, а сердцем:
умом их не токмо не оценишь, но и не поймешь. Предупреждая злые толки, мы поднимаем наш слабый
голос, чтоб объяснить некоторые резкие звуки мощного голоса за правду в 9 No "Москвитянина". Голос,
мало-помалу одушевляясь, возвещает в лирическом пафосе, как в Кракове Коперник духовно сочетался с
великими мировыми именами Галилея 3), Кеплера 4), Ньютона, по следам которых шел и которых
оставил далеко за собою... Холодные люди засмеются, холодные люди скажут, что это из рук вон, и
присовокупят, что Коперник умер в 1543 г., Галилей -- в 1642, Кеплер -- в 1630, а Ньютон -- в 1727. А у
нас слезы навернулись на глазах от этих строк: как чисто сохранился "Голос за
правду" (ультраславянский) от греховной науки Запада, от нечестивой истории его! {"Голос" так твердо
уверен, что в Европе XVII век был прежде XVI, что, не ограничиваясь вышесказанным местом, говорит:
Стр.1