ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Железнодорожный тоннель под проливом Босфор Двухпутный железнодорожный тоннель Мармарай входит составной частью в реконструкцию участка Гебзе – Халкалы железной дороги общей протяженностью 76 км в районе Стамбула. <...> На пересечении пролива Босфор предусмотрена прокладка подводной части из погружных секций (1,4 км) и из устраиваемой тоннелепроходческими комплексами (9,8 км), а также открытым способом (2,4 км). <...> Впервые идея сооружения тоннеля под проливом Босфор была выдвинута в 1860 г. и с учетом возможностей техники того времени предусматривала схему в виде конструкции «плавающего» типа на опорах, покоя щихся на морском дне. <...> Впоследствии предлагались еще несколько схем, в том числе в 1902 г. схема с опиранием на морское дно. <...> В конце XIX — начале XX в. по мере развития техники, методов тоннелестроения и предоставляемых ими возможностей диапазон прорабатываемых проектных решений по подводным тоннелям расширился. <...> В частности, в 1906–1910 гг. был построен первый железнодорожный тоннель (ж. д. <...> В Европе (Голландия) в 1942 г. было открыто движение по первому тоннелю такого рода. <...> В Азии (Япония) в 1944 г. завершили строительство автодорожного тоннеля с раздельным движением в двух отдельных тоннелях под р. <...> В 1950-х гг. благодаря прогрессу в тоннелестроении строительство подводных тоннелей получило существенное развитие. <...> В ХХ в. в мире построено более сотни погружных железнодорожных и автодорожных тоннелей, вес которых столь велик, что исключает их всплытие после укладки на дно в подводном положении и откачки воды. <...> Тоннели обычно сооружаются из 100-метровых секций, временно загерметизированных по торцам, доставляемых к месту укладки (нередко на большие расстояния) наплаву и объединяемых под водой. <...> В 1987 г. идея тоннельного перехода под проливом Босфор приобрела реальные контуры в проектных проработках, а в 1995 г. было принято решение о разработке более детального проекта, завершенного в 1998 г. На следующий <...>