НАДЕЖНОСТЬ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СООРУЖЕНИЙ о проблемах повышения долговечности опор мостовых сооружений* Б.Н. Монов, а. <...> Начало в ТС-5-2013 По напряженному состоянию опоры мостов относятся к внецентренно сжатым железобетонным элементам, в которых при уменьшении поперечных сечений в определенных пределах происходит уменьшение растягивающих и увеличение сжимающих напряжений, которые успешно регулируются назначением соответствующей прочности бетона. <...> Поэтому опоры следует проектировать с оптимальными размерами и формой поперечного сечения, устраивая их раздельными под пролетными строениями каждого направления движения (рис. <...> 1), стойки опор проектировать облегченного типа: коробчатого, Н-образного сечения в виде раздельных ветвей (рис. <...> Ледорезную часть опоры в пределах уровня ледохода следует проектировать рациональной формы для противостояния ледовым нагрузкам, желательно совмещая ее размеры с размерами фундамента. <...> В сочетании действующих на опору горизонтальных усилий, вызывающих растягивающие напряжения в бетоне, наибольшую долю составляет усилие от трения в опорных частях. <...> Поэтому для мостовых сооружений повышенного уровня ответственности опорные части должны быть современной конструкции, с минимальным коэффициентом трения, как это имеет место, например, в опорных частях специализированной фирмы Maurer GmbH. <...> Для снижения вероятности проявления трещинообразования от неравномерных температурно-усадочных напряжений следует руководствоваться п. <...> 7.41 СП 46.13330.2012 «Мосты и трубы»: «Работы по укладке бетонной смеси требуется выполнять по технологическим регламентам, разработанным применительно к конкретной конструкции объекта строительства с обязательным проведением теплофизических расчетов для определения температурных режимов укладки и температурных перепадов при эксплуатации». <...> Подбор состава бетона с учетом воздействия среды эксплуатации, проведение теплофизических расчетов <...>